Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: https://doi.org/10.34130/2233-1277-2023-1-98
УДК: 008.009 (783+78.05)
Страницы: 98-115
Джаз в религиозном пространстве: взаимодействие культовой каноничности и спонтанной духовной свободы

Соковиков Сергей Степанович, Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия, sokovik49@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2151-2684

Аннотация.

В статье рассматривается представленность джаза в религиозном пространстве как сфере, включающей, помимо деятельности традиционных конфессий, проявления иных форм религиозных культов и практик. Анализируются черты джазовости в спиричуэлс, сонг-сермон, ринг-шаут, оказавших непосредственное влияние на формирование джазовой музыки в целом. В этих формах основой развития динамики музицирования становится коллективная импровизация, в ходе которой начальная тема преображалась, обогащалась выразительными нотами, экспрессивными пассажами, мелизмами и темпо-ритмическими вариациями — чертами, органично присущими джазовой мелодике. Спонтанная импровизация создает возможность активного изъявления религиозных чувств, переживаемых «здесь и сейчас», в предельно выразительной форме. В протоджазовых явлениях формируется совокупность специфичных средств воплощения сакральных смыслов: вариативная полиритмичность, респонсорность как диалоговое общение между участниками музицирования, разнообразие тембровых звучаний, высокая степень эмоциональности и экспрессивность ее проявлений. Взаимодействие джазовости и религиозного культа показано как двусторонний процесс: обогащая культовые практики высокой импульсивностью религиозных чувств, спонтанной энергией их выражения, импровизационной выразительностью, джазовая стилистика в то же время подчинялась идущей от ритуальности культа необходимости в выработке и воспроизведении относительно устойчивых форм сакрального поведения. Это, в частности, проявилось в установлении логики расположения сонг-сермон (песенной проповеди), спиричуэл (духовного песнопения) и ринг-шаут (ритуальной песни-танца) в структуре богослужения. Такое взаимодействие спонтанности и регламентированности обеспечило жизнеспособность и действенность проявлений джазовости в религиозной сфере. Возникший на рубеже XIX–XX вв. джаз генетически связан с религиозными практиками, наследуя от них спиритуальность, повышенную экстатичность, неразрывную связь музыки и действа, совместность участия ведущих и ведомых в креативном сакральном акте. Джаз впитывает стилевую выразительность протоджазовых религиозных форм, а культовые практики обогащаются возможностями прямого, экстативного выражения сакральных переживаний. Генетическая связь с сакральной сферой закономерным образом стимулирует возникновение квазирелигиозных культов джазовых кумиров, что делает спектр феноменов религиозного пространства более вариативным и ярким.


Ключевые слова: джаз, религиозные практики, протоджазовые формы, каноничность, вариативность, спонтанность, экстатичность, взаимодействие
pdf-файл

Библиографический список:
1. Богомолов А. Г. Типология религиозной музыки // Религиоведческие исследования. 2014. № 1–2 (9–10). С. 102–121.
2. Воеводина Л. П. Культурологический анализ взаимодействия музыки и религии // Вiсник Марiупольського державного унiверситету. Сер.: Фiлософiя, культурологiя, соцологiя. 2011. № 2. С. 49–56.
3. Головатенко В. Церковь, искусство и церковное искусство // Церковь и искусство : материалы IX Всероссийских научно-образовательных Знаменских чтений «Традиционные ценности в условиях глобализации». Курск: Изд. Курск. гос. ун-та, 2013. С. 22–29.
4. Духовное помрачение. Ко дню джаза // Москва — III Рим. URL: https://3rm.info/main/71190-ko-dnyu-dzhaza-svyaschennik-muzykant-dalkoncert- 30-minut-pochti-dzhaza.html (дата обращения: 09.01.2023).
5. Nanry Ch. The jazz text / Charles Nanry with Edward Berger. New York etc.: Van Nostrand Reinhold, 1979. X, 276 р.
6. Переверзев Л. Д. Гряди, Воскресенье: христианские мотивы в джазе Дюка Эллингтона // Портал ДжазРу. URL: https://www.jazz.ru/books/ pereverzev/sunday/chapter1.htm (дата обращения: 08.01.2023).
7. Feige D. M. Jazz in der kirchenmusikalischen Praxis. Eine philosophische Analyse // Jazz und Kirche. Philosophische, theologische und musikwissenschaftliche Zugänge / Julia Koll und Uwe Steinmetz (Hg.). Leipzig: Evangelische Verlagsanstalt, 2016. Pp. 41-54.
8. Partridge Ch. The Lyre of Orpheus: Popular Music, the Sacred and the Profane. Oxford: Oxford University Press, 2014. 356 р.
9. Огородова А. В., Овчаров И. В., Оршанская Е. И. Взаимосвязь джаза и социокультурной ситуации в США 1960-х гг. // Манускрипт. Тамбов: Грамо- та, 2019. Т. 12. Вып. 9. C. 176–181.
10. Moser H. J. Geschichte der deutschen Musik. Stuttgart; Вerlin : J. G. Cotta, 1921. 544 s.
11. Books H. Soul Praise: Amazing Stories behind the Great African American Hymns and Negro Spirituals. Cook Communications, 2005. 192 p.
12. Дауэр А. М. Джаз: его происхождение и развитие (часть 3). URL: https://jazzquad.ru/index.pl?act=PRODUCT&id=5160 (дата обращения: 05.01.2023).
13. Стернс М. История джаза. URL: https://textarchive.ru/c-1095346-p2. html (дата обращения: 04.01.2023).
14. Stearns Ch. The black man of the South and the Rebels: or, The characteristics of the former, and the recent outrages of the latter. New York: American News Co., 1872. 562 р.
15. Adams B. Archibald Motley’s Tongues (Holy Rollers). URL: https://www. moma.org/magazine/articles/744 (дата обращения: 07.01.2023).
16. Переверзева М. В. Становление жанра госпел в творчестве Т. Э. Дорси (к 120-летию со дня рождения композитора) // США & Канада: экономика, политика, культура. 2019. № 49 (5). С. 68–84.
17. Полищук А. Э. Messa Ordinarium в современной религиозной практике: ракурсы стилевого синтеза // Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире : в 2 т. Майкоп: Магарин О. Г., 2018. Вып. 3. Т. 1. С. 645–658.
18. Матушанская Ю. Г., Максимов В. В. Использование современной музыки в богослужении неопятидесятнических церквей России // Известия Иркутского гос. ун-та. Сер. Политология. Религиоведение. 2019. Т. 27. С. 97–105.
19. Михельсон О. К. Исследования «музыкальных культов» в контексте современной эволюционной психологии религии // Религия как фактор взаимодействия цивилизаций : труды IV конгресса российских исследователей религии. Благовещенск: Изд-во Амурского гос. ун-та, 2018. С. 525–531.
20. Ammerman N. Observing Modern Religious Modern Lives // Everyday Religion: Observing Modern Religious Lives / Еd. By Nancy T. Ammerman. New York: Oxford University Press, 2007. Pр. 3–18.
21. Ake D. Jazz Cultures. University of California Press, 2002. 223 p.
22. McDonald M. Training the nineties, or the present relevance of John Coltrane’s music of theophany and negation // African American Review. 1995. Vol. 29. Issue 2. Рр. 275–280.
23. Early G. Ode to John Coltrane: A Jazz Musician’s Influence on African American Culture // The Antioch Review. 1999. Vol. 57. Issue 3. Рр. 371–384.