DoI:
https://doi.org/10.34130/2233-1277-2023-1-83
УДК:
008
Страницы:
83-97
Семантика образа быка в якутской традиционной культуре
Суздалова Ульяна Петровна, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Санкт-Петербург, Россия, upsuzdalova@mail.ru
Аннотация.
Статья посвящена анализу различных интерпретаций образа быка в культуре саха. Внимание сосредоточивается на спектре значений данного образа как символа якутской зимы, старшего родственника, демонического образа, существа, связанного со смертью, как элемента
шаманских практик, символа воинственности, семантического элемента
института детства, участника ритуала окропления молоком во имя пре-
кращения падежа, как символа водной стихии и мужской энергии. Фиксируемые коннотации образа быка сопровождаются примерами из фольклорных
текстов, легенд, сказок и песен. Отдельно рассматриваются современные
интерпретации образа быка, генетически связанные с традиционной сферой якутской культуры.
Ключевые слова:
традиционная якутская культура, бык, олонхо, эпос, шаман
pdf-файл
Библиографический список:
1. Формозов А. А. Памятники первобытного искусства на территории
СССР. М.: Наука, 1980. 130 с.
2. Топоров В. Н. Первобытные представления о мире (общий взгляд) //
Очерки по истории естественно-научных знаний в древности. М.: Наука,
1982. С. 8–40.
3. Якутские народные сказки / отв. ред. Н. В. Емельянов, Ю. И. Смирнов. Новосибирск: Наука, 2008. 462 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 27).
4. Попов А. А. Материалы по религиозным представлениям якутов
бывшего Вилюйского округа // Сборник музея антропологии и этнографии. Выпуск XI. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949. С. 255–323.
5. Миддендорф А. Ф. О сибирских мамонтах // Вестник естественных
наук. 1860. № 26, 27. С. 26–28.6. Строптивый Кулун Куллустуур: олонхо / зап. В. Н. Васильева со
слов сказителя И. Г. Тимофеева-Теплоухова; подг. к печати В. В. Обоюкова.
Якутск: Издательский дом СВФУ, 2014. 280 с.
7. Багдарыын Сүлбэ. Улуустар ааттара. Дьокуускай: Бичик, 2001. 144 с.
8. Трощанский В. Ф. Эволюция черной веры (шаманства) у якутов. Казань: Типолитография Императорского университета, 1902. 185 с.
9. Серошевский В. Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. М.:
РОССПЭН, 1993. 736 c.
10. Нюргун Боотур Стремительный: Якутский героический эпос олонхо / П. А. Ойунский; пер. В. Державин. Якутск: Кн. изд-во, 1975. 438 с.
11. Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока / Кыыс Дэбилийэ : якутский героический эпос. Новосибирск: Наука, 1997. 326 с.
12. Пекарский Э. К. Словарь якутского языка М.: АН СССР, 1959. Т. I. Вып. 1–4. 1280 ст.
13. Костырко В. Оппозиция конный скот / рогатый скот и якутский мифологический пантеон // Лаборатория фольклористики РГГУ. URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/folklorelaboratory/kostyrko.htm (дата обращения:
30.04.2022).
14. Макаров С. Хозяин холода и дух озер: водяные быки в якутской мифологии // Фольклористика. 2017. № 2/2. С. 11–25.
15. Васильев В. Н. Изображения долгано-якутских духов как атрибуты шаманства. СПб.: Тип. МПС (Товарищества И. Н. Кушнеревъ и Ко), 1910. 20 с.
16. Михайловский В. М. Шаманство: сравнительно-этнографические
очерки. М.: ЛИБРОКОМ, 2010–2011. 115 с.
17. Окладников А. П., Мазин А. И. Писаницы реки Олёкмы и Верхнего
Приамурья. Новосибирск: Наука, СО, 1976. 187 с.
18. Кулаковский А. Е. Научные труды. Якутск: Якутское книжное издательство, 1979. 482 с.
19. Миддендорф А. Ф. Путешествие на север и восток Сибири. Ч. 2. Север и восток Сибири в естественно-историческом отношении. Отд. 6. Коренные жители Сибири. (Оконч.). СПб.: Изд-во Имп. акад. наук, 1878.
С. 619–833.
20. Александров Н. С. Көр Буурай бухатыыр: [Олоҥхо]. Дьокуускай: Бичик, 2000. 192 с.
21.Романов М. У. Быка вырастает первый рог // Якутск вечерний. 29
октября 2021. С. 35.
22. Тхагапсоев Х. Г. и др. Информационно-семиотическая теория культуры: введение / Х. Г. Тхагапсоев, О. Н. Астафьева, И. И. Докучаев, И. В. Леонов. СПб.: Астерион, 2020. 208 c.
|