Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: https://doi.org/10.34130/2233-1277-2023-1-65
УДК: 008
Страницы: 65-82
Отсутствие как памятник. Статья 1

Смирнова Алла Александровна, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Санкт-Петербург, Россия, allasmir@mail.ru, http://orcid.org/ORCID: 0000-0002-6739-2489
Леонов Иван Владимирович, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Санкт-Петербург, Россия, ivaleon@mail.ru, http://orcid.org/ORCID: 0000-0003-0026-3807
Кириллов Игорь Викторович, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Санкт-Петербург, Россия, os84@yandex.ru, http://orcid.org/ORCID: 0000-0003-3401-1798

Аннотация.

Материал настоящей статьи, которая состоит из двух частей, посвящён нетривиальной теме — анализу феномена «отсутствия» в работе с историко-культурным наследием. «Отсутствие», которое в той или иной форме затрагивает различные артефакты, рассматривается авторами не только как пустота и антитеза всякой проявленности объектов, но и как специфический фактор, несущий информацию о том, что утрачено, хранящий память об ушедшем и способный сообщить о нём. Отмечается, что практики упоминания «отсутствия» в работе с культурным наследием носят весьма распространённый характер, но не получили при этом досконального осмысления в научной литературе. Для удобства рассмотрения проблемы «отсутствия» в работе со значимыми артефактами предлагается авторская типология, включающая шесть подгрупп, трём из которым — памятникам, у которых имеются частичные или существенные утраты материальной компоненты; памятникам, материальная составляющая которых утрачена полностью; объектам с «разлучёнными» элементами материальной формы — уделяется внимание в первой части данной статьи. Остальные подгруппы будут рассмотрены во второй части статьи, которая будет представлена в следующем номере журнала. Текст содержит множество примеров артефактов с теми или иными формами «отсутствия».


Ключевые слова: культурное наследие, памятник, артефакт, отсутствие, «воображаемая реальность» памятника, образ, «месторазвитие»
pdf-файл

Библиографический список:
1. Долбиш М. «Человек-невидимка» или «Никто»: в Петербурге художники борются за постамент на Фонтанке // Flashnord. URL: https://www. flashnord.com/news/chelovek-nevidimka-ili-nikto-v-peterburge-hudozhnikiboryutsya- za-postament-na-fontanke (дата обращения: 18.11.2022).
2. Суворов Н. Н. Памятник культуры как воображаемая реальность // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2017. № 4 (33). С. 76–80.
3. Бондарев А. В., Леонов И. В. Дворцово-парковый ансамбль Царского Села как историко-культурный гештальт: морфогенез и архитектоника. Статья вторая // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 1 (87). С. 74–85.
4. Вильчковский С. Н. Царское Село. Санкт-Петербург: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1911. 278 с.
5. Шурыгин Я. И. Казанский собор. Л.: Лениздат, 1987. 189 с.
6. Возвращать скульптуры моряка и девушки в «Екатерингоф» не планируется // Канонер. URL: http://kanoner.com/2021/10/07/168943/ (дата обращения: 18.11.2022).
7. Ратников Д. Скульптуры львов вернули в московский Парк Победы // Санкт-Петербургские ведомости. 04.07.2022. URL: https://spbvedomosti.ru/ news/gorod/skulptury-lvov-vernuli-v-moskovskiy-park-pobedy/ (дата обращения: 18.11.2022).
8. Броновицкая Н. Н. Памятники архитектуры Москвы. Архитектура Москвы 1933–1941 гг. М.: Искусство — XXI век, 2015. 320 с.
9. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. Гештальт и действительность / пер. К. А. Свасьяна. М.: Мысль, 1998. 663 с.
10. Ормистон Р. Рембрандт: жизнь и творчество в 500 картинах / пер. с англ. Е. В. Пешковой. М.: Эксмо, 2014. 256 с.
11. Кочетов Д. Б., Романенко Е. В. Аркадиевский Вяземский монастырь // Православная энциклопедия. Том III / под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. С. 260–261.
12. Великий Новгород. История и культура IX–XVII веков : энциклопедический словарь / отв. ред. В. Л. Янин. СПб.: Нестор-история, 2007. 552 с.
13. Абасалиев Р. А. История 148-го пехотного Каспийского полка. СПб.: Нестор-история, 2011. 183 с.
14. Бродский И. А. Остановка в пустыне // Сочинения Иосифа Бродского : в VII т. СПб.: Пушкинский фонд, 2001. Т. II. С. 167–169.
15. Саков А. Модель забытого кремля // Подмосковье сегодня. Ежедневные новости. URL: https://mosregtoday.ru/neizvedannoe-podmoskov-e/ model-zabytogo-kremlya/ (дата обращения: 18.11.2022).
16. Никулин Н.Н. Рогир фан дер Вейден: Лука, рисующий Мадонну. Л.: Советский художник, 1964. 36 с.
17. Лоуэнталь Д. Прошлое — чужая страна / пер. с англ. А. В. Говорунова. СПб.: Владимир Даль; Русский остров, 2004. 623 с.
18. Кустодиева Т. К. Итальянская живопись XIII–XVI веков : каталог коллекции. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2011. 445 с.
19. Леонов И. В., Кириллов И. В. «Страдание» как форма бытования артефакта // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 1 (112). С. 196–203.