Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: 10.34130/2223-1277-2019-2-213-223
УДК: 37.013.44
Колбышева С. И., Национальный институт образования (г. Минск, Республика Беларусь)
Kolbysheva S. I., National Institute of Education (Minsk, Republic of Belarus)

Педагогика искусства: психологический аспект
Pedagogy of Аrt: psychological aspect

Аннотация.

В статье актуализируется проблема взаимосвязи искусства и психологии; анализируются основные направления развития психологии искусства; рассмотрены основные подходы к изучению психологического аспекта в искусстве; предлагаются в обобщенном виде практико-ориентированные векторы развития педагогики искусства, выделенные на основе принципов психологии.


Ключевые слова: художественное образование, педагогика искусства, психология искусства, произведение искусства, художественно-творческая деятельность, художественное восприятие, художественные эмоции, художественный вкус, художественное мышление.


Abstract.

The article actualizes the problem of the relationship between art andpsychology; analyzes the main directions of development of psychology of art;identifies and justifies approaches to the study of the psychological aspect inart; offers a generalized form of practice-oriented vectors of development ofpedagogy of art, developed on the basis of the principles of psychology.


Keywords:

art education, pedagogy of art, psychology of art, work of art,artistic and creative activity, artistic perception, artistic emotions, artistic taste,artistic thinking.


Текст публикации.

Библиографический список:
1. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Изд-во МГУ,1981, 584 с.
2. Басин Е. Я., Крутоус В. П. Философская эстетика и психология искусства: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2007. 287 с.
3. Артамонов Д. Г. Психологические аспекты анализа произведений искусства // Северо-Кавказский психологический вестник. 2012. № 10/2.С. 38—42.
4. Выготский Л. С. Мышление и речь: монография. 5-е изд., испр. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
5. Эйзенштейн С. М. Избранные произведения: в 6 т. М.: Искусство,1964—1971. Т. 2. 593 с.
6. Панихина Е. А. Культура чувств и ее воспитание в образовательном процессе // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2011. № 5—6. С. 232—236.
7. Бычков В. В., Маньковская В. В. Метафизические аспекты эстетического опыта // Вестник славянских культур. 2015. № 2 (36). С. 161—176.
8. Каган М. С. Эстетика как философская наука: унив. курс лекций. СПб.:ТК Петрополис, 1997. 543 с.
9. Грузков В. Н., Субботина С. А. Искусство как фактор развития эстетического вкуса // КАNT. 2012. № 1 (4). С. 107—111.
10. Зинченко В. П. Размышления о душе и ее воспитании // Вопросы философии. 2002. № 2, 3. С. 2—28.
11. Каган М. С. О понятии «гуманитарная культура» и роли гуманитарности на современном этапе истории человечества // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов: материалы межд.науч. конф. СПб., 1996. С. 98—101.
12. Зинченко В. П. Посох Осипа Мандельштама и трубка Мамардашвили: К началам органической психологии. М.: Новая школа, 1997. 336 с.
13. Щуркова Н. Е. Прикладная педагогика воспитания: учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. 366 с.
14. Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики. М.:Наука; Смысл, 1999. 350 с.


References:
1. Leont'ev A. N. Problemy razvitiya psihiki [Problems of the development ofthe psyche]. Moscow, Izd-vo MGU, 1981, 584 p. (In Russ.)
2. Basin E. Ya., Krutous V. P. Filosofskaya ehstetika i psihologiya iskusstva [Philosophical aesthetics and the psychology of art]. Moscow, Gardariki Publ.,2007, 287 p. (In Russ.)
3. Artamonov D. G. Psihologicheskie aspekty analiza proizvedenij iskusstva[Psychological aspects of the analysis of works of art]. Severo-Kavkazskiy psikhologicheskiyvestnik — North-Caucasian Psychological Bulletin, 2012, no. 10/2,pp. 38—42. (In Russ.)
4. Vygotskij L. S. Myshlenie i rech'. Moscow, Labirint, 1999, 352 p. (In Russ.)
5. Eyzenshteyn S. M. Izbrannye proizvedeniya : v 6 t. [Selected Works in 6 vol.]. Moscow, Iskusstvo, 1964—1971, vol. 2, 593 p. (In Russ.)
6. Panihina E. A. Kul'tura chuvstv i ee vospitanie v obrazovatel'nom processe[Culture of feelings and its upbringing in the educational process]. Vestnik KGU im.N. A. Nekrasova — Vestnik of Kostroma State University, 2011, no 5—6, pp. 232—236. (In Russ.)
7. Вychkov V. V., Man'kovskaya N. B. Metafizicheskie aspekty ehsteticheskogoopyta [Metaphysical aspects of aesthetic experience]. Vestnik slavyanskihkul'tur — Bulletin of Slavic Cultures, 2015, no. 2 (36), pp. 161—176.(In Russ.)
8. Kagan M. S. Estetika kak filosofskaya nauka: univ. kurs lektsiy [Aesthetics asa philosophical science: univ. lecture course]. St. Peterburg, Petropolis, 1997, 543p. (In Russ.)
9. Gruzkov V. N., Subbotina S. A. Iskusstvo kak faktor razvitiya ehsteticheskogo nvkusa [Art as a factor in the development of aesthetic taste]. KANT — KANT, 2012,no. 1 (4), pp. 107—111.(In Russ.)
10. Zinchenko V. P. Razmyshleniya o dushe i duhovnom razvitii[Reflections on the soul and its education]. Voprosy filosofii — Questions ofPhilosophy, 2002, pp. 2—28. (In Russ.)
11. Kagan M. S. O ponyatii «gumanitarnaya kul'tura» i roli gumanitarnosti nasovremennom ehtape istorii chelovechestva [On the concept of «humanitarian culture» and the role of humanity at the present stage of human history]. Den' naukiv Sankt-Peterburgskom gumanitarnom universitete profsoyuzov: Materialy konferencii [The Day of Science at the St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions: proceedings of the international scientific conference]. St. Peterburg,1996, pp. 98—101. (In Russ.)
12. Zinchenko V. P. Posoh Osipa Mandel'shtama i trubka Mamardashvili:K nachalam organicheskoj psihologii [The staff of Osip Mandelstam and theMamardashvili pipe: Towards the beginnings of organic psychology]. Moscow,Novaya shkola, 1997, 336 p. (In Russ.)
13. Shchurkova N. E. Prikladnaya pedagogika vospitaniya [Applied pedagogyof education]. St. Petersburg, Piter Publ., 2005, 366 p. (In Russ.)
14. Artem'eva E. Yu. Osnovy psihologii sub’ektivnoj semantiki [Fundamentalsof the psychology of subjective semantics]. Moscow, Nauka, Smysl, 1999, 350 p. (InRuss.)