Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: https://doi.org/10.34130/2233-1277-2023-1-38
УДК: 930.85
Страницы: 38-
«Антилиберальные» пьесы В. П. Мещерского: к истории театральных постановок

Пронина Ирина Анатольевна, Волгоградский государственный институт искусств и культуры, Волгоград, Россия, irina-kad2011@mail.ru

Аннотация.

Публицистическое наследие князя В. П. Мещерского в последние десятилетия активно изучается историками. Однако его огромное литературное творчество ещё ждёт своих исследователей. Мещерский как драматург вообще никогда не привлекал внимания учёных. В статье представлен анализ его пьесы «Болезни сердца» и история её постановки в Александринском театре. Использована мемуарная литература — воспоминания В. П. Мещерского и М. Г. Савиной. Мещерский не скрывал своего замысла при написании пьесы — «дать бой» либеральной общественности. «Болезни сердца» была очевидно ангажирована. Пьеса была поставлена на подмостках ведущего петербургского театра, в ней играли выдающиеся артисты того времени, она вызвала неоднозначную реакцию публики — нашлись как сторонники, так и противники пьесы. Не будем забывать, что многие великие произведения в свое время не были приняты публикой, что не помешало им со временем стать эталонами своего времени. Пьеса Мещерского, конечно, не может претендовать на высокий культурный уровень, занимая в некотором смысле срединное положение. В отличие от репертуарной «макулатуры» В. А. Крылова «Болезни сердца» добротно написана, однако ей далеко до пьес Островского или Чехова — не хватает глубины, проработки характеров, много патриархатной моралистичности и назидательности. Поэтому автору, пользуясь своим влиянием в придворных кругах, пришлось буквально «проталкивать» пьесу к регулярному показу. Однако сопротивление примы театра — М. Г. Савиной, не желавшей играть в полупустых залах, и резкая критика пьесы в печати навсегда похоронили драматургические опыты автора.


Ключевые слова: мелодрама, любовный треугольник, консерватизм, либерализм, В. П. Мещерский, Александр III, Мария Савина, «Болезни сердца», Александринский театр, журнал «Гражданин»
pdf-файл

Библиографический список:
1. Мещерский В. П. Воспоминания. М.: Захаров, 2001. 687 с.
2. Чистякова М. Н. Репертуарная драма в России второй половины XIX века. «Лакомый кусочек» Виктора Александрова (псевдоним В. А. Крылова) // Культура и цивилизация. 2017. Т. 7. № 6. С. 192–200.
3. Викторович В. А. Достоевский и В.П. Мещерский (К вопросу об отношениях писателя с охранительным лагерем) // Русская литература. 1988. № 1. С. 205–216.
4. Карцов А. С. Князь В. П. Мещерский: семейные связи // Из глубины времен. СПб., 1996. Вып. 6. С. 119–135.
5. Дронов И. Е. Князь Владимир Петрович Мещерский // Вопросы истории. 2001. № 10. С. 57–84.
6. Черникова Н. В. Князь Владимир Петрович Мещерский (к портрету русского консерватора) // Отечественная история. 2001. № 4. С. 126–139.
7. Мещерский В. П. Болезни сердца: Комедия в 5 д. СПб.: Общественная польза, 1885. 156 с.
8. Мещерский В. П. За великую Россию. Против либерализма. М.: Институт русской цивилизации, 2010. 619 с.
9. Прошлое. Страничка из воспоминаний М. Г. Савиной // Бирюч петроградских государственных театров. 1918. № 2. С. 59–62.
10. Савина М. Г. Горести и скитания: Записки. 1854–1877. Л.; М.: Искусство, 1961. 142 с.