Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: https://doi.org/10.34130/2233-1277-2023-1-10
УДК: 008:378.614.25.4
Страницы: 10-25
Наставничество и наставник как социокультурные феномены

Гринько Елена Николаевна,Тихоокеанский государственный медицинский университет, Владивосток, Россия, en-grinko@mail.ru

Аннотация.

Статья посвящена изучению наставничества и наставника с позиции их социокультурной сущности (цель исследования). Теоретически рассматриваются различные аспекты наставничества и специфические свойства наставника с применением системного подхода, описательного метода и методов анализа и синтеза. Кроме теоретического обоснования разработки вопроса, в статье приведены и проанализированы результаты эмпирического исследования, направленного на выявление некоторых наиболее важных сторон наставничества в медицинской сфере и качеств личности наставника. Было проведено анкетирование, респондентами выступили ординаторы первого курса ординатуры ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации в количестве 127 человек, что позволило сделать соответствующие выводы. Проведённое исследование показало, что как социокультурные феномены наставничество и наставник могут быть рассмотрены применительно к процессам социализации и инкультурации личности, а наставничество может быть определено как культурная форма, в которой осуществляется важнейший процесс внебиологического наследования культуры, той деятельности, которая воспроизводит, сохраняет и развивает культуру данной социокультурной общности. Проведённое анкетирование дало возможность сформулировать социокультурные функции наставничества и эталонные качества врача-наставника. Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе вуза при работе с ординаторами, в курсе культурологии при рассмотрении вопросов социализации и инкультурации личности. Исследование имеет перспективы дальнейшей разработки проблемы наставничества с позиции культурологии.


Ключевые слова: наставничество, наставник, социокультурный феномен, социализация и инкультурация, медицинская сфера, ординатор
pdf-файл

Библиографический список:
1. Масалимова А. Р. Корпоративная подготовка наставников. Казань: Печать-Сервис XXI век, 2013. 183 с. URL: https://kpfu.ru/staff_files/F1930969127/Masalimo va_monografiya_2013.pdf (дата обращения: 13.08.2022).
2. Долженко Р. А., Сальцев А. А. Новые направления развития наставничества в РФ // Педагогическое образование в России. 2018. № 9. С. 6–11. URL: http://cult-lib.ru/doc/dictionary/culturology-dictionary/index.htm (дата обращения: 13.08.2022).
3. Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения» : информационно-метод. материалы / авт.-сост.: Л. Н. Нугуманова, Т. В. Яковенко. 2-е изд., доп., перераб. Казань: ИРО РТ, 2020. 51 с. URL: https://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2858362.pdf (дата обращения: 13.08.2022).
4. Гаспаришвили А. Г., Крухмалёва О. В. Наставничество как социальный феномен: современные вызовы и новые реалии // Народное образование. 2019. 35. С. 109–115. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ nastavnichestvo-kak-sotsialnyy-fenomen-sovremennye-vyzovy-i-novye-realii/ viewer (дата обращения: 13.08.2022).
5. Стромов В. Ю., Сысоев П. В., Завьялов В. В. Развитие студенческого наставничества в научно-образовательной сфере классического вуза // Вестник Тамбовского университета. Гуманитарные науки. 2018. Т. 23. № 174. С. 7–12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-studencheskogonastavnichestva- v-nauchno-obrazovatelnoy-sfere-v-klassicheskom-vuze (дата обращения: 13.08.2022).
6. Сафронов И. П. Учитель как антропологический феномен (к проблеме взаимосвязи деятельности и структуры) // Наука и школа. 2016. № 2. С. 63–67. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchitel-kak-antropologicheskiyfenomen- k-probleme-vzaimosvyazi-deyatelnosti-i-struktury (дата обращения: 13.08.2022).
7. Александров Ю. И., Александрова Н. Л. Субъективный опыт, культура и социальные представления. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2009. 320 с. URL: http://www.ipras.ru/engine/documents/document3788.pdf (дата обращения: 07.08.2022)
8. Гринько Е. Н., Омельченко А. С. Наставничество в формировании культуры личности студента медицинского вуза // Тихоокеанский медицинский журнал. 2019. № 1. С. 84–88. URL: http://ceberleninka.ru|frtikl|/n/nastavnichestvo-v-formirovanii-lichnosti-studenta-meditsinskogo-vuza (дата обращения: 07.08.2022)
9. Лисовская Н. Б., Колесниченко К. В. Профессионально-психологический портрет наставников молодых специалистов // Письма в Эмиссия Оффлайн. 2012. The Emissia Offline Letters. Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал). Май 2012. URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1795 (дата обращения: 07.08.2022).