Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: https://doi.org/10.34130/2233-1277-2022-4-132
УДК: 378.14
Страницы: 132-144
Актуальные проблемы подготовки педагогов в области воспитания

Сажина Светлана Дмитриевна, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, Сыктывкар, Россия, kosp@syktsu.ru

Аннотация.

В статье поднимается проблема подготовки специалистов по направлению подготовки «44.03.01. Педагогическое образование», «44.03.02. Психолого-педагогическое образование» и «44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» в области воспитания в организациях высшего образования на современном этапе; рассматриваются трудности, возникающие в работе педагога с детьми в целом, и сделан акцент на актуальных проблемах, влияющих на профессиональную подготовку в области воспитания в организации высшего образования в частности, а именно: размытие основных ценностей и ценностных ориентиров у подрастающего поколения, проблемы с формированием самоидентичности у детей разного возраста, размытие русской идентичности, влияние гаджетов на взаимодействие между людьми и социализацию детей в сообществе, влияние средств массовой информации (СМИ) на адекватную оценку информированности и эрудированности подрастающего поколения, возникающие проблемы в патриотическом, гражданском, семейном и др. видах воспитания. Определены основные акценты, которые должны быть учтены при преподавании дисциплины «Теория воспитания» студентам высших учебных заведений по указанным направлениям подготовки с учетом названных проблем. Сделан акцент на формировании у будущих педагогов знаний базовых основ воспитания с точки зрения психологии и физиологии ребенка, ценностных ориентиров, саморефлексии своей деятельности, самовоспитания в процессе жизнедеятельности. Отмечена важность педагогических отношений между преподавателем и студентом во время изучения курса. В статье представлен обзор научной литературы по подготовке педагогических кадров в области воспитания в высшей школе, сформулированы проблемы и пути выхода из них.


Ключевые слова: педагогическое образование, воспитание, теория воспитания, проблемы воспитания, образовательная организация высшего образования
pdf-файл

Библиографический список:
1. Кондратенко Е. В. Становление и развитие теории воспитания как учебного предмета в системе профессиональной подготовки учителя, 1920–1980-е гг. : дис. … канд. пед. наук. М., 1998. 191 с.
2. Исаев И. Ф., Ерошенкова Е. И. Векторы развития современного воспитания: от осознания цели к профессионально-педагогической культуре учителя // Research Jobs. URL: https://www.researchgate.net/ publication/312069689 (дата обращения: 01.10.2022).
3. Вагнер И. В. Актуальные задачи подготовки кадров в контексте реализации профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 1. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-zadachi-podgotovki-kadrov-v-konteksterealizatsii- professionalnogo-standarta-spetsialist-v-oblasti-vospitaniya (дата обращения: 01.10.2022).
4. Колесникова И. А. Смыслы и логика подготовки педагога-воспитателя (отклик на появление профессионального стандарта специалиста в области воспитания) // Непрерывное образование: XXI век. 2017. Вып. 1 (17). URL: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=3404&ysclid=l 8pvt5ffxm647267886 (дата обращения: 01.10.2022).