Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: https://doi.org/10.34130/2233-1277-2022-4-113
УДК: 378
Страницы: 113-131
Художественно-педагогическая подготовка руководителя студии детского художественного творчества: проблемы и возможности их решения

Бочаров Сергей Александрович, Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина, sab.49@mail.ru

Аннотация.

Статья посвящена исследованию проблем подготовки педагогов — специалистов в области художественно-эстетического воспитания детей. Опираясь на концепцию преподавания предметной области «Искусство», где среди многих проблем особо подчеркивается необходимость совершенствования подготовки педагогических кадров для реализации этого направления, автор ставит целью своего исследования найти и предложить оптимальные, на его взгляд, решения заявленной проблемы. Используя традиционные методы научных исследований, таких как анализ, обобщения, педагогические наблюдения, автор в своих выводах опирается на уже себя зарекомендовавшие в течение многих лет результаты деятельности ведущих отечественных учебных заведений педагогического и художественного направлений, федеральные документы, регламентирующие образовательный процесс в области искусства и педагогики, учебные программы, созданные для общеобразовательных и специализированных художественных школ, педагогический опыт коллег ведущих художественных и педагогических вузов страны. Также он использует практический опыт коллег по кафедре и собственный многолетний опыт в области организации художественно-педагогического образования. На этой основе предлагаются способы разрешения возникших проблем. Автор статьи предлагает к рассмотрению целый комплекс мероприятий, которые, по его мнению, помогут решить возникшие проблемы. Это, пре- жде всего, правильный выбор профилей подготовки (он определяется региональными потребностями и возможностями учебного заведения). Затем важна оптимальная организация учебного процесса для художников-педагогов и полноценное наполнение содержанием образовательной программы. Обеспечить эффективность образовательного процесса, считает автор статьи, может правильно организованный набор абитуриентов. Далее, залогом высоких профессиональных качеств будущего выпускника могут стать оптимально организованные учебные и производственные практики. Выводы и предложения, высказанные в данной статье, могут найти продолжение по пути их совершенствования каждым учебным заведением в зависимости от местных условий и возможностей вуза.


Ключевые слова: художник-педагог, эстетическое воспитание, художественное образование, концепция, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, дизайн, федеральный государственный образовательный стандарт, основная профессиональная образовательная программа (ОПОП)
pdf-файл

Библиографический список:
1. Дизайн и художественное творчество: теория, методика и практика : материалы 2-й международной научно-практической конференции / под ред. В. Б. Санжарова, Д. О. Антипиной, Т. А. Анисимовой. СПб.: СПбГУПТД, 2018. 563 с.
2. Изобразительное искусство. 5–9 кл. : программа для общеобразовательных учреждений / кол. авторов: В. С. Кузин, С. П. Ломов, Е. В. Шорохов, С. Е. Игнатьев, П. Ю. Коваленко. М.: Дрофа, 2010.
3. Изобразительное искусство и среда (природа, пространство, архитектура). 1–11 классы : программы общеобразовательных учреждений / автор Л. Г. Савенкова. М.: Просвещение, 2005.
4. Изобразительное искусство и художественный труд. 1–9 классы : программы общеобразовательных учреждений / под ред. Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 2005.
5. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 5–9 классы : программы общеобразовательных учреждений / под ред. Т. Я. Шпикаловой. М.: Просвещение, 2005.
6. Рыжкин А. Н. Как рисовать фигуру человека : пособие для поступа- ющих в художественные вузы. М.: Эксмо, 2014. 56 с. 7. Современный пленэр в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица, Peinture moderne en plein-air. Альбом / Т. Е. Гудова. CПб.: СПГХПА им. А.Л. Штиглица, 2012. 280 с.
8. Традиции школы живописи Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица. Альбом / отв. ред. В. С. Миронов. СПб.: Невский мир. Лики России, 2010. 272 с.: ил.
9. Традиции школы рисования Санкт-Петербургcкой государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица. 2-е изд., испр. и доп. / отв. ред. В. В. Пугин. СПб.: Лики России, 2009. 256 с.: ил.
10. Могилевцев В. А. Основы учебного рисунка : учебное пособие. СПб.: Артиндекс, 2007. 72 с.: ил.
11. Ли Н. Г. Основы учебного академического рисунка (Классическая библиотека художника). М.: ЭКСМО, 2003. 480 с.