Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: https://doi.org/10.34130/2233-1277-2022-4-48
УДК: 72.036
Страницы: 48-63
Дискуссия о сущности храмов русско-византийского стиля К. А. Тона в отечественной культуре XIX — начале XXI века

Клюкина Людмила Александровна, Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск, Россия, klyukina-la77@yandex.ru

Аннотация.

Целью статьи является исследование дискуссии о сущности храмов русско-византийского стиля К. А. Тона в отечественной культуре XIX — начале XXI века, а также реконструкция на примере данной дискуссии логики бинарности самосознания русской культуры. При изучении текстов представителей общественной мысли использовался логический и исторический анализ. Построение и описание самосознания культуры России осуществлялось в контексте семиотического подхода, разработанного Ю. М. Лотманом. Автор статьи сделал следующие выводы. В указанный период сложилось и сохраняется двойственное представление о сущности церковного зодчества Тона. Это объяснялось эклектическим методом проектирования архитектора, сочетающим элементы классицизма и древнерусского зодчества. Подражая древнерусскому зодчеству, архитектор создал визуальный образ храма «православной империи». Так как тоновская архитектура была стилеобразующей, то ее условно можно считать преемственной по отношению к московскому культовому зодчеству XV–XVI веков. Восприятие образов храмов формировалось в рамках дуальной модели культуры, унаследованной от петровской эпохи, и зависело от идейной позиции реципиента. В ходе изучения дискуссии о сущности русско-византийского стиля Тона была выявлена особенность самосознания отечественной культуры, основанная на конституировании смысла национально-государственного бытия в границах оппозиции «свое» — «чужое», где границы «своего» и «чужого» задаются пониманием древнерусской концепции «Третьего Рима» и инновациями петровского и послепетровского времени. В отечественной архитектуре и искусствоведении была признана художественная ценность церковных произведений Тона. Результаты исследования могут применяться в культурной политике, направленной на сохранение и реставрацию исторических культурных памятников, а также на строительство новых церквей. Материалы статьи могут использоваться при чтении курсов по культурологии и истории культуры России. Изучение архитектурных произведений в качестве культурных текстов, манифестирующих или репрезентирующих сознание отечественной культуры, является перспективным, способствующим исследованию и сохранению культурно-исторической памяти России.


Ключевые слова: К. А. Тон, «народность», русско-византийский стиль, церковная архитектура
pdf-файл

Библиографический список:
1. Борисова Е. А. Русская архитектура второй половины XIX века. М.: Наука, 1979. 319 с.
2. Лисовский В. Г. «Национальный стиль» в архитектуре России. М.: Совпадение, 2000. 416 с.
3. Славина Т. А. Константин Тон. Л.: Стройиздат, 1989. 224 с.
4. Берташ А. В. Русское храмостроительство середины XIX — начала XX вв. в оценке дореволюционных и советских историков архитектуры: к историографии вопроса // Христианское чтение. 2017. № 5. С. 183–197.
5. Берташ А. В. Стилистические особенности храмостроительства в 1830–1870-е годы в России: столица и национальные окраины // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия Искусствоведение. 2013. Вып. 1. С. 178–198.
6. Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830–1910-х годов. М.: Искусство, 1982. 399 с.
7. Архитектура русского православного храма / под общ. ред. доктора архитектуры А. С. Щенкова. М.: Памятники исторической мысли, 2013. 528 с.
8. Лотман Ю. М. История и типология русской культуры. СПб.: Искусство-СПБ, 2002. 768 с.
9. Трубецкой Е. Н. Два мира в древнерусской иконописи // Философия русского религиозного искусства ХVI–ХХ вв. М.: Прогресс, 1993. С. 220–246.
10. Свиязев И. И. Предисловие // Практические чертежи по устройству церкви Введения во храм пресвятыя Богородицы в Семеновском полку в С.-Петербурге, составленные и исполненные архитектором профессором Академии художеств Константином Тоном. М.: Тип. А. Семена, 1845. С. 1–6.
11. Герцен А. И. Собрание сочинений : в 30 т. М.: Изд-во АН СССР, 1956. Т. VIII. 518 с.
12. Образцовые проекты церковных строений. Материалы альбомов XIX в. / вступ. ст., сост. диакон А. Берташ. СПб.: Logos, 2003. 156 с.
13. Клюкина Л. А. Визуализация теории официальной народности в храмовой архитектуре русско-византийского стиля первой половины XIX в. // Вестник славянских культур. 2020. Т. 58. С. 21–33.
14. Атаманова Е. Т. Православное наследие К. А. Тона в туристском дискурсе Липецкого региона // «Ищите же прежде Царствия Божия и Правды Его» (Мф. 6:33) : материалы XII Международного форума / Липецкий государственный университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского. Липецк, 2017. С. 260–263.
15. Туманик А. Г. Школа К. А. Тона как теоретика и практика русской архитектуры // Региональные архитектурно-художественные школы. 2015. № 1. С. 331–336.
16. Малеева Е. Н. Образ храма как образ власти: государственный заказ в русской художественной культуре XIX века // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 61. С. 165–169.