Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: https://doi.org/10.34130/2233-1277-2022-3-158
УДК: 371.3
Страницы: 158-172
Навык и умение в овладении иноязычной речью

Гурленов Владимир Михайлович, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, г. Сыктывкар, Россия, inyazkomi@yandex.ru;
Трофимова Юлия Ивановна, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, г. Сыктывкар, Россия, adrom@mail.ru

Аннотация.

В процессе обучения иностранным языкам довольно часто встает вопрос об уместности использования терминов «навык» и «умение» в различных методических ситуациях. С одной стороны, утверждается, что в отношении видов речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо) необходимо говорить о навыках и умениях, но на вопрос, как понимать навыки в конкретной речевой деятельности, ответа, как правило, нет. С другой стороны, во всех методиках обучения иноязычной речи навыки и умения рассматриваются отдельно в разных разделах. Такое положение дел приводит к затруднениям в объяснении студентам, а также преподавателям-руководителям студенческих исследовательских работ, что стоит за этими двумя основополагающими терминами. Появляется необходимость, следовательно, раскрыть их объяснительную основу. Это поможет понять также, как следует представлять и разрабатывать упражнения, позволяющие развивать иноязычную речь. Навыки в статье рассматриваются не как автоматизированные компоненты сознательного действия, как это принято представлять традиционно, а как субстрат (основа) автоматизмов, который обеспечивает реализацию целей человека. С другой стороны, способность оперировать приобретенным набором (группой, совокупностью) речевых навыков (субстратом-основой автоматизмов) для реализации конкретной речемыслительной целеустановки здесь называется речевым (речемыслительным) умением. Предлагается уточненная формула процесса обучения иноязычной речи: формируя навыки, обращать внимание на их соотнесение с соответствующими содержательными умениями или с компонентами умений, находящимися на определенной (начальной или продвинутой) стадии развития; развивая умения, обращать внимание на упрочение и укоренение совокупности автоматизмов, представляющих навыковую основу каждого из конкретных умений. В этой связи вводятся понятия «лексическая ситуация» и «грамматическая ситуация». Эти понятия позволяют уточнить содержание речевых упражнений для обучения иноязычной речи.


Ключевые слова: навык, умение, речемышление, лексическая ситуация, грамматическая ситуация, речевые упражнения, навык аудирования, навык говорения, навык чтения, навык письма
pdf-файл

Библиографический список:
1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001. 720 с.
2. Тихомиров О. К. Психология мышления: учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 272 с.
3. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей. М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. 239 с.
4. Цибенко Н. Перцептивные действия — это... Формирование и развитие перцептивных действий, 19.10.2018. URL: https://fb.ru/article/ 432520/pertseptivnyie-deystviya---eto-formirovanie-i-razvitie-pertseptivnyih-deystviy (дата обращения: 02.05.2022)
5. Щерба Л. В. Фонетика французского языка. 4-е изд. М.: Изд-во литер. на иностр. яз., 1953. 311 с.
6. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: пособие для учителей сред. школы. М.: Просвещение, 1978. 159 с.
7. Гурленов В. М. О понятии «ситуация» в методике обучения иностранным языкам // Вестник Коми государственного педагогического института. 2007. Вып. 4. С. 34-38.
8. Гурленов В. М. Мышление и речемышление в обучении иностранным языкам // Человек. Культура. Образование. 2017. № 3. С. 76-84. 9. Москальская О. И. Грамматика текста (пособие по грамматике немецкого языка для ин-тов и фак. иностр. яз.): учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1981. 183 с.