Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: https://doi.org/10.34130/2233-1277-2022-3-106
УДК: 316.774
Страницы: 106-119
Язык как инструмент перфоманса национальной идентичности молодежи в Сети

Снегур Маргарита Романовна, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, margarita.snegur@gmail.com

Аннотация.

Статья посвящена особенностям конструирования и репрезентации национальной идентичности в социальных сетях молодыми людьми. Именно социальные сети сегодня это та площадка, где перфоманс идентичности предполагается самой спецификой данных интернет-платформ. Одним из маркеров национальной идентичности является язык. Использование определенного языка в Сети становится частью перформативных практик, с помощью которых автор блога сам создает необходимую идентичность, которая может как соответствовать, так и весьма отличаться от реальности. Целью данной работы является изучение роли языка в конструировании и репрезентации цифрового образа автора блога в социальных сетях. Сбор эмпирических данных проведен с помощью качественных социологических методов: наблюдение и дискурс-анализ личных блогов в Instagram и TikTok. Национальная идентичность представляется в Сети с помощью различных инструментов, в т.ч. языка, вне зависимости от тематики блога. В языке происходит категоризация «своих» и «чужих», маркируется граница между ними. Используемый язык в социальных сетях может являться целенаправленным инструментом для конструирования определенной идентичности и использоваться неосознанно как единственный родной язык, на котором человек мыслит. Аудитория, в свою очередь, подписывается на то, что ей понятно или интересно, таким образом язык блога определяет границы целевой аудитории. В случае необходимости ее расширения блогер может использовать второй язык (например, русскоязычный — добавлять контент на английском языке, блог на аварском — использовать в том числе русский и т.п.). Наиболее ярким маркером национальной идентичности язык выступает в блогах, основная тематика которых связана с межкультурными различиями: миграцией, туризмом, браком, представленностью «малых народов».


Ключевые слова: национальная идентичность, язык, перформативные практики, маркеры идентичности, перформативная идентичность, молодежь, цифровая идентичность
pdf-файл

Библиографический список:
1. Джеймс У. Личность // Психология личности: тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. 288 с.
2. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 344 с.
3. Юнг К. Г. Психология бессознательного: пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2010. 352 с.
4. Абушенко В. Л. Идентичность // Новейший философский словарь / сост. и гл. н. ред. А. А. Грицанов. 3-е изд., испр. Мн.: Книжный Дом, 2003.
5. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII — начала XIX века: учеб. пособие для ун-тов. М.: Высш. шк., 1989. С. 160-185.
6. Гидденс Э., Саттон Ф. Основные понятия в социологии / пер. с англ. Е. Рождественской, С. Гавриленко; под науч. ред. С. Гавриленко; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». 3-е изд. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. С. 218-222.
7. Бауман З. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008. 240 с.
8. Урри Дж. Мобильности / пер. с англ. А. В. Лазарева, вступ. статья Н. А. Харламова. М.: Праксис, 2012. 576 с.
9. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. СПб.: Питер, 2021. 304 с.
10. Андерсон Б. Воображаемые сообщества: размышления об истоках и распространении национализма / пер. с англ. В.Г. Николаева под ред. С. П. Баньковской; вступ. ст. С. П. Баньковской. М.: Кучково поле, 2016. 416 с.