Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: 10.34130/2223-1277-2019-2-187-199
УДК: 378.022:81:243
Гурленов В. М. , Трофимова Ю. И., СГУ им. Питирима Сорокина (г. Сыктывкар, Россия),
Gurlenov V. M., TrofimovaYu. I., Pitirim Sorokin Syktyvkar State University (Syktyvkar, Russia)

Как понимать и использовать феномен ситуации в обучении иностранным языкам
How to understand and make use ofthe phenomenon situation in foreign language teaching

Аннотация.

В статье поднимается проблема ситуативного обучения иностранным языкам. Уточняется термин «ситуация» и его понимание, необходимое для грамотного построения личностно направленного образовательного процесса. Для осмысления явления «ситуация» используется физиологический термин «раздражимость». Перечисляются факторы,определяющие ситуативное поведение обучающегося, вызванное вовлечением его в целенаправленные психические состояния.


Ключевые слова: ситуация, раздражение, раздражимость, причинность раздражимости, факт раздражимости, векторы раздражения,психическое состояние.


Abstract.

The article addresses the problem of situation-based foreign languageteaching. The term “situation” is clarified as well as its comprehension whichis needed for the literate formation of personality-centered educational process.The physiological term “irritability” is used to reflect on the phenome non “situation”. The article sets out factors determining the situational student’sbehavior, induced by the student’s involvement into task-oriented mentalstates.


Keywords:

situation, irritation, irritability, causation of irritability, fact ofirritability, irritability vectors, mental state


Текст публикации.

Библиографический список:
1. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т.: Т. 1: Вопросы теории и истории психологии. М.: Педагогика, 1982. 488 с. URL: http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=vygotsky_ss-v-6tt_t1_1982&bookhl (дата обращения: 15 января 2019 г.).
2. Миньяр-Белоручев Р. К. Методика обучения французскому языку: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Иностр. яз.». М.:Просвещение, 1990. 224 с.
3. Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Иностр. яз.». М.: Просвещение, 1986. 223 с.
4. Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Урок иностранного языка. Ростов н/Д: Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2010. 640 с.
5. Годунов Б. П. Функционально-познавательный подход к обучению иностранным языкам как педагогической специальности. Статьи и доклады. Сыктывкар: Коми пединститут, 2010. 130 с.
6. Национальная психологическая энциклопедия. URL: https://vocabulary.ru/termin/psihologicheskaja-situacija.html (дата обращения: 1 февраля 2019 г.). URL: https://vocabulary.ru/termin/psihologicheskaja-situacija.html
7. Биология. Современная иллюстрированная энциклопедия. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_biology/4744/РАЗДРАЖИМОСТЬ(дата обращения: 1 февраля 2019 г.).
8. Гурленов В. М. Роль понятия «психическое состояние» в объяснении процессов овладения иностранным языком // V международная мультидисциплинарная конференция «Актуальные проблемы науки XXI века»,15 декабря 2015 года. М.: Международная исследовательская организация«Cognitio», 2015. С. 17—21.


References:
1. Vygotskii L. S. Sobraniye sochinenii v 6 t.: T. 1: Voprosy teorii i istorii psikhologii[Collected works in 6 vol.: Vol. 1: The issues of theory and history of psychology].Moscow, Pedagogika Publ., 1982. 488 p. (In Russ.) Available at: http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=vygotsky_ss-v-6tt_t1_1982&bookhl (accessed15.01.2019)
2. Minyar-Beloruchev R. K. Metodika obuchenia frantsuzskomu yazyku:Ucheb. posobie dlya studentov ped. institutov po spetsial’nosti “Inostrannyie yazyki”[Methods of French language teaching: textbook for pedagogical institutes students,specialty “Foreign languages”]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1990. 224 p. (In Russ.)
3. Shatilov S. F. Metodika obuchenia nemetskomu yazyku v srednei shkole:Ucheb. posobie dlya studentov ped. institutov po spetsial’nosti № 2103 “Inostrannyieyazyki” [Methods of German language teaching in secondary school: textbookfor pedagogical institutes students, specialty “Foreign languages”]. Moscow,Prosveshchenie Publ., 1986. 223 p. (In Russ.)
4. Passov E. I., Kuzovleva N. E. Urok inostrannogo yazyka [Foregn languagelesson]. Rostov-on-Don, Fenix Publ.; Moscow, Glossa-Press Publ., 2010.640 p. (In Russ.)
5. Godunov B. P. Funktsyonal’no-poznavatel’nyi podhod k obucheniyu inostrannymyazykam kak pedagogicheskoi spetsyal’nosti. Stat’I I doklady [Functionalcognitiveapproach to foreign language teaching as pedagogical specialty.Articlesand reports].Syktyvkar, Komi pedinstitute Press, 2010.130 p. (In Russ.)
6. Natsyonal’naya psikhologicheskaya entsiklopedia [National encyclopediaof psychology] (In Russ.) Available at: https://vocabulary.ru/termin/psihologicheskajasituacija.html (accessed 01.02.2019)
7. Biologiya. Sovremennaya illustrirovannaya entsiklopedia [Biology.Contemporary picture encyclopaedia] (In Russ.) Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_biology/4744/РАЗДРАЖИМОСТЬ (accessed 01.02.2019)
8. Gurlenov V. M. Rol’ pon’atiya “psikhicheskoye sostoyaniye” v obyasneniiprotseszov ovladeniya inostrannym iazykom [The role of the notion “psychologicalcondition” in the explanation of the process of acquiring a foreign language].Sbornik statey mezhdunarodnoy issledovatel’skoy organizatsii «Cognitio» [Тhe setof articles of the international research organization «Cognitio»]. St. Petersburg,Cognitio Publ., 2015, pр. 17—21. (In Russ.)