Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: https://doi.org/10.34130/2233-1277-2022-2-185
УДК: 372.881.161.1
Страницы: 185-199
Изучение антропонимов как фактор формирования культуроведческой компетенции обучающихся

Ирина Серафимовна Урманчеева, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, г. Сыктывкар, Россия, isurman@rambler.ru

Аннотация.

Антропонимы как национально-маркированный лингвистический материал составляют, наряду с другими культуроносными слоями языка, содержание культуроведческого аспекта обучения русскому языку. Изучение антропонимических традиций русского и других народов должно способствовать формированию культуроведческой компетенции обучающихся, под которой понимается комплекс представлений человека о мире, сообщающий языковой личности национальный образ мыслей, способность субъекта речи к интерпретации языковых единиц в терминах культуры, знания о культуре, воплощенные в языке. В статье, имеющей практико-ориентированный характер, описываются разработанные ав-тором задания по изучению антропонимов, которые могут стать содер-жательной и методической базой для учебной, учебно-исследовательской, проектной и внеучебной деятельности в школе. В качестве источников материала для исследования и составления заданий послужили словари и справочники по антропонимике русского языка, научные работы, посвященные изучению антропонимических традиций разных народов, лингвокультурологические исследования в области ономастики. Обобщение научного и методического опыта позволило разработать задания по изучению историко-этимологических, словообразовательных, экспрессивных особенностей антропонимов, прецедентных имен, эпонимов и апеллятивов, предложить алгоритм сопоставления разных антропонимических традиций. При этом использовались как собственно лингвистические и лингвокультурологические методы (семантико-стилистический, описательно-сопоставительный, структурно-функциональный, метод контекстного анализа и др.), так и традиционные методы из области обучения русскому языку (анализ учебных материалов; опытное обучение, связанное с проверкой методических рекомендаций, и др.). Комплекс заданий был апробирован в Сыктывкарском государственном университете имени Питирима Сорокина со студентами направления подготовки «Педагогическое образование».


Ключевые слова: антропонимы, культуроведческая компетенция, русский родной язык, эпонимы, прецедентные имена, межкультурная коммуникация, патронимы
pdf-файл

Библиографический список:
1. Суперанская А. В. Общая теория имени собственного / отв. ред. А. А. Реформатский. Изд. стереотип. М.: Книжный дом «Либроком», 2019. 366 с.
2. Ковшова М. Л. Лингвокультурологический анализ идиом, загадок, пословиц и поговорок: Антропонимический код культуры. М.: ЛЕНАНД, 2019. 400 с.
3. Пеньковский А. Б. Очерки по русской семантике. М.: Языки славянской культуры, 2004. 460 с.
4. Рылов Ю. А. Аспекты языковой картины мира: итальянский и русский языки. М.: Гнозис, 2006. 304 с.
5. Запольская Н. Н. Рефлексия над именами собственными в пространстве и времени культуры // Имя: Семантическая аура. М.: Языки славянской культуры, 2007. С. 133–150.
6. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Е. А. Быстрова, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. Е. А. Быстровой. М.: Дрофа, 2004. 240 с.
7. Терехова С. Е. Вопросы формирования культуроведческой компетенции учащихся на уроках русского языка // Вестник Белгородского института развития образования. 2020. Т. 7. № 1 (15). С. 32–41.
8. Старченко Г. М. Формирование культуроведческой компетенции на уроках русского языка // Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы. Новосибирск: ЦРНС, 2012. № 2. С. 47–52.
9. Пирогова А. В. Формирование культуроведческой компетенции у бакалавров в процессе изучения лингвистических дисциплин // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2015. № 3 (5). С. 108–110.
10. Русский родной язык. 5 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [О.М. Александрова и др.]. 4-е изд. М.: Просвещение, 2020. 176 с.: ил.
11. Суперанская А. В. Словарь русских личных имен. М.: Эксмо, 2003. 544 с.
12. Ганжина И. М. Словарь современных русских фамилий. М.: Астрель: АСТ, 2001. 672 с.
13. Блау М. Г. Судьба эпонимов. 300 историй происхождения названий : словарь-справочник. М.: ЭНАС, 2010. 272 с.
14. Вежбицкая А. Семантические универсалии и базисные концепты. М.: Языки славянских культур, 2011. 568 с.
15. Успенский Б. А. Социальная жизнь русских фамилий (вместо послесловия) // Унбегаун Б.О. Русские фамилии. М.: Прогресс, 1989. С. 336–364.
16. Словарь лингвокультурологических терминов / авторы-составители М. Л. Ковшова, Д. Б. Гудков. М.: Гнозис, 2018. 192 с.
17. Нахимова Е. А. Прецедентные имена в массовой коммуникации. Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2007. 207 с.
18. Гудков Д. Б. Люди и звери. Русские прецедентные имена и зоонимы в национальном мифе: Лингвокультурологический словарь. М.: ЛЕНАНД, 2020. 200 с.
19. Мокиенко В. М. Фразеологизация как способ апеллятивизации имени собственного // Имена и фразеология : материалы конференции 21–23 апреля 2017 г. Скопjе, 2018. С. 195–207.