Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: https://doi.org/10.34130/2233-1277-2022-2-32
УДК: 130.2; 37.01
Страницы: 32-54
История университета: опыт философской критики

Мальцев Константин Геннадьевич,
Мальцева Анна Викторовна, Белгородский технологический университет им. В. Г. Шухова, г. Белгород, Россия, pavic69@mail.ru

Аннотация.

История европейского университета прерывиста, тем не менее университет считается уникальным «социальным институтом», существующим на протяжении «более пятисот лет». Предметом изучения в статье является возможность рассказа связной истории университета за названный период; предпринята демонстрация того существенного обстоятельства, что в таком нарративе речь идет об университете исключительно в значении «технического термина» (Г. Г. Гадамер), а не понятия, для обозначения принципиально различных институтов, функционирующих в разных историко-социальных контекстах и занимающих разное место в действительностях, представленных в разных парадигмах. Выявляются основные идеи университета: университет разума (Кант, Фихте), исследовательский университет (Гумбольдт), университет модерна, идеей которого является «либеральное образование» (Ньюмен), современный предпринимательский «университет совершенства» (Ридингс, Кларк) — доказывается, что между ними отсутствует преемственность: определяются два «мифических понятия» (К. Шмитт) университета, конституированных в двух парадигмах действительности (философская в горизонте немецкой классической философии и экономическая в либеральной версии экономической парадигмы (Дж. Агамбен)); устанавливается, что история «классического университета» закончилась его «смертью в 1890 году» (М. Хайдеггер), другая история университета модерна необходимо ведет к действительности современного предпринимательского университета как коммерческой фирмы, определяемой горизонтом глобального политического порядка и «тотальной монокаузальной логикой капитала» (У. Бек). Обращение к истории идей и истолкованию понятий предполагает использование методов философской герменевтики для истолкования смысла. Обосновывается потребность представления двух историй «об университете» и рассказа о возможных «общих событиях» и «переходах» между ними.


Ключевые слова: нарратив, университет, идея университета, метафизическое/мифическое понятие, парадигма действительности, глобализация, публичный дискурс университета
pdf-файл

Библиографический список:
1. Коллини С. Зачем нужны университеты? М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2016. 264 с.
2. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. 704 с.
3. Шмитт К. Политическая теология // Шмитт К. Понятие политического. СПб.: Наука, 2016. С. 5–59.
4. Ридингс Б. Университет в руинах. М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высш. шк. экономики, 2010. 299 с.
5. Хайдеггер М. Размышления II–VI (Черные тетради 1931–1938). М.: Изд-во Института Гайдара, 2016. 584 с.
6. Фихте И. Г. Основные черты современной эпохи // Фихте И. Г. Сочинения в двух томах. СПб.: Мифрил, 1993. Т. II. С. 359–617.
7. Хайдеггер М. Гегелева «Феноменология духа». СПб.: Владимир Даль, 2020. 285 с.
8. Ясперс К. Идея университета. Минск: БГУ, 2006. 159 с.
9. Алавердян А. Л., Биньковская Л. Н., Мальцев К. Г. «Культурная нация» и «университет культуры»: опыт интерпретации онтополитического основания единства // Общество: политика, экономика, право. 2021. № 6 (95). С. 13–25.
10. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. 160 с.
11. Шмитт К. Духовно-историческое состояние современного парламентаризма // Шмитт К. Понятие политического. СПб.: Наука, 2016. С. 93–170.
12. Агамбен Дж. Царство и слава. К теологической генеалогии экономики и управления. М.; СПб: Изд-во Института Гайдара; Факультет свободных искусств и наук СПбГУ, 2018. 552 с.
13. Ньюмен Дж. Г. Идея Университета. Минск: БГУ, 2006 208 с.
14. Нуссбаум М. Не ради прибыли: зачем демократии нужны гуманитарные науки. М.: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2014. 182 с.
15. Лал Д. Похвала империи: Глобализация и порядок. М.: Новое издательство, 2010. 364 с.
16. Мальцев К. Г., Мальцева А. В., Ломако Л. Л Глобализация и вестернизация: горизонты «отождествления» и «различения» // Социально-политические науки. 2020. Т. 10. № 5. С. 106–114.
17. Бек У. Что такое глобализация. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 304 с.
18. Кларк Б. Р. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации. М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2011. 240 с.
19. Мальцев К. Г., Мальцева А. В. Цифровизация и «цифровой фетишизм»: предвидения в бытийно-историческом мышлении М. Хайдеггера // Человек. Культура. Образование. 2020. № 4 (38). С. 46–58.
20. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: Ad Marginem, 1999. 480 с.
21. Иглтон Т. Медленная смерть университета // Совет ректоров. 2015. № 4. С. 19–26.
22. Биньковская Л. Н., Мальцев К. Г. Концепция «университета культуры»: содержание и критика «онтических оснований» // Kant. 2021. № 2 (39). С. 260.
23. Биньковская Л. Н., Мальцев К. Г. Странная «смерть университета»: опыт философской интерпретации // Общество: философия, история, культура. 2021. № 4 (84). С. 21–26.
24. Биньковская Л. Н., Мальцев К. Г. Современная культура как культурная политика: М. Хайдеггер о культуре как «феномене современности» // Евразийский юридический журнал. 2021. № 3 (154). С. 464–470.
25. Мальцев К. Г., Мальцева А. В. «Человеческий капитал» как концепт биополитики: опыт философского истолкования // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2020. Т. 10. № 5. С. 242–252.
26. Мальцев К. Г., Мальцева А. В., Биньковская Л. Н. Идея университета и фабрика по производству человеческого капитала // Человек. Культура. Образование. 2021. № 3 (41). С. 11–27.