DoI:
https://doi.org/10.34130/2233-1277-2022-1-179
УДК:
37.376.42
Страницы:
179-194
Психолого-педагогическое сопровождение речевого развития младших школьников с синдромом Дауна в условиях общеобразовательной организации
Шабалина Светлана Анатольевна, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, Ярославль, Россия, swetlana76-2011@mail.ru; Бородина Юлия Петровна, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, Ярославль, Россия, jt0007@mail.ru
Аннотация.
Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, разнообразие категорий детей с особыми образовательными потребностями формируют запрос на организацию эффективного психолого-педагогического сопровождения в образовании. Именно дети
с интеллектуальными и эмоциональными нарушениями являются наиболее трудными категориями для включения в массовое образование. К числу таких детей относятся дети с синдромом Дауна. В недалеком прошлом этим детям представлялась единственная возможность получения образования — это обучение в интернатах закрытого типа. В последнее время в нашей стране для данной категории обучающихся и детей с интеллектуальными и ментальными нарушениями появилось больше возможностей для обучения, которое теперь может осуществляться как в специальных (коррекционных) общеобразовательных организациях, так и в специальных классах общеобразовательных школ, занимающихся по образовательным программам для детей с нарушением интеллекта (в редких случаях — для детей с задержками психического развития).
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской
Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования и начального общего образования дети с
синдромом Дауна могут посещать как дошкольные образовательные организации общеразвивающего и/или комбинированного вида, так и общеобразовательные организации наравне с нормотипичными детьми. Наличие в
общеобразовательном учреждении детей с синдромом Дауна предполагает
организацию для них психолого-педагогического сопровождения.
Статья посвящена описанию содержательной части психолого-педагогического сопровождения речевого развития младших школьников с
синдромом Дауна в общеобразовательной организации.
Ключевые слова:
дети с синдромом Дауна, обучающийся, общеобразовательная организация, федеральные государственные образовательные стандарты, адаптированная образовательная программа, индивидуальный план, начальное образование, инклюзивное образование, психолого-педагогический консилиум
pdf-файл
Библиографический список:
1. Кумин Л. Дети с синдромом Дауна: их особенности, влияющие на
развитие речи (Ч. 1) / под ред. Н. Баженовой; перевод и реферирование
О. Лисенковой, 2003. 51 с. URL: http://pedlib.ru/Books/5/0388/5_0388-13.
shtml (дата обращения: 25.11.2021).
2. Кумин Л. Формирование навыков общения у детей с синдромом Дауна : руководство для родителей / пер. с англ. Н. С. Грозной. М.: Благотворительный фонд «Даунсайд АП», 2012. 280 с.
3. Жиянова П. Л. Формирование навыков общения и речи у детей с
синдромом Дауна. М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2010. 137с.
4. Алехина А. В. Особенности психического развития детей с синдромом Дауна : автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2000. 22 с.
5. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта // Дефектология. 2006. № 6. С. 3—14.
6. Есипова Т. П., Кобякова Е. А., Мерковская А. В. Комплексное развитие
детей с синдромом Дауна раннего возраста: рекомендации для родителей.
Новосибирск: ГООИ «Общество «Даун-синдром», 2014. 36 с.
7. Жиянова П. Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна : методическое пособие. М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2008. 197 с.
8. Кинаш Е. А. Подготовка к письму детей с отклонениями в развитии : методическое пособие для педагога. Москва: Парадигма, 2010. 80 с.
9. Медведева Т. П. Развитие познавательной активности детей с синдромом Дауна : пособие для родителей. М.: Монолит, 2007. 80 с.
10. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии : книга для педагога-дефектолога. М.: ВЛАДОС, 2015. 180 с.
11. Поле Е. В. Синдром Дауна. Факты. М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2017. 40 с.
12. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики : учебно-методическое пособие. СПб.: Детство-Пресс, 2005. 144 с.
13. Соловьева Д. Ю. Диагностика готовности педагога к работе с детьми с ОВЗ // Справочник заместителя директора школы. 2017. № 11. 94—101.
14. Косымова А. Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта //Дефектология. 2006. № 5. С. 30—35.
15. Мишина Г. А. Формирование навыка чтения у детей с выраженной умственной недостаточностью // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2003. № 1. С. 24.
16. Тихомирова Л. Ф. Здоровьесберегающие технологии в работе специальных и общеобразовательных учреждений с детьми с ограниченными возможностями здоровья : учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2017. 60 с.
|