Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: https://doi.org/10.34130/2233-1277-2022-1-164
УДК: 930.85
Страницы: 164-178
Становление и развитие исторического образования в Коми государственном пединституте

Золотарев Олег Васильевич, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, Сыктывкар, Россия, kimoopd@syktsu.ru

Аннотация.

В статье исследуется процесс становления исторического образования в Республике Коми. Он связан с деятельностью первого высшего учебного заведения в регионе — Коми пединститута, основанного в 1932 г. Именно институт осуществлял подготовку специалистов-историков для региона вплоть до создания Сыктывкарского университета. Автор рассматривает формирование и совершенствование структуры историко-филологического факультета института, констатирует высокий уровень профессиональной компетенции его преподавательского состава. Особое внимание уделяется деятельности деканов и заведующих кафедрами. Анализируется педагогическая, методическая и научная деятельность сотрудников. Затрагиваются вопросы, связанные с негативным воздействием на становление подготовки историков репрессий, коснувшихся педагогов и ученых Коми пединститута в 1930-е гг. Значительное место отводится работе вуза в трудные годы Великой Отечественной войны, влиянию преподавательского состава Карело-Финского университета, эвакуированного в Сыктывкар, на развитие исторического образования в Республике. В первые послевоенные годы благодаря деятельности местных и центральных властей был сделан значительный шаг по укреплению материальной базы и обеспечению кадрами педагогов исторического отделения института. Это позволило к 1960 гг. наладить подготовку высококвалифицированных специалистов-историков для Коми республики. Однако экономическое развитие требовало дальнейшего совершенствования системы подготовки кадров. Это вызвало необходимость открытия в 1972 г. Сыктывкарского государственного университета. Исторический факультет был переведен из пединститута в университет, что знаменовало новый этап развития исторического образования в республике. В работе, помимо анализа процесса развития исторического образования, обсуждается роль выпускников-историков пединститута в развитии школьной системы, науки, общественной жизни региона. Статья основана на широком круге источников. В их числе законодательные акты, делопроизводственные документы, материалы периодической печати, воспоминания преподавателей и студентов.


Ключевые слова: историческое образование, Коми пединститут, высшая школа, материальная база, преподавательский состав, научная деятельность, подготовка кадров, выпускники
pdf-файл

Библиографический список:
1. Коми пединститут: становление и развитие (1932—1941) : документы, материалы, воспоминания / под ред. В. Н. Исакова. Сыктывкар: Изд-во Коми пединститута, 2007. 346 с.
2. За Новый Север. 1935 год. 4 июля.
3. Золотарев О. В. Политические чистки преподавательского состава Коми педагогического института в конце 1930-х гг. // История и перспективы развития северных регионов России: роль ГУЛАГа, мемориальная деятельность : мат-лы I Межд. науч. конф. Сыктывкар: ИЯЛИ Коми НУ УрО РАН, 2011. С. 80—82.
4. Коми пединститут в годы Великой Отечественной войны. 1941—1945 гг. : сборник документов, материалов, воспоминаний / под ред. В. Н. Исакова. Сыктывкар: Изд-во Коми пединститута, 2005. 253 с.
5. Слово — памяти. Из воспоминаний ветеранов Коми пединститута / гл. ред. В. Н. Исаков. Сыктывкар: Изд-во Коми пединститута. 2007. 321 с.
6. Признание. Коми пединститут в воспоминаниях выпускников (филологов и историков). Сыктывкар: Коми пединститут, 2012. 403 с.
7. Коми пединститут: новый этап развития. 1945—1972 : сборник документов, материалов, воспоминаний / под ред. М. Д. Китайгородского. Сыктывкар: Коми пединститут, 2012. 672 с.