Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: https://doi.org/10.34130/2233-1277-2022-1-114
УДК: 308
Страницы: 114-125
Мифологические представления тунгусо-маньчжуров о происхождении человека

Кубанова Татьяна Андреевна, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия, tatiana_kub@mail.ru

Аннотация.

Статья посвящена некоторым антропологическим аспектам мифологической картины мира тунгусо-маньчжуров, одного из самых многочисленных народов Сибири. При работе применялись системный и синергетический подходы, междисциплинарный и интегративный методы, методы опроса, моделирования, реконструкции. В статье использованы опубликованные материалы сибиреведов и отдельные полевые материалы автора. Культурологический анализ фольклорного, лексического, этнографического материалов позволяет выделить группы предков человека и определить их роль в формировании мифологической картины мира. Гендерные отношения между стихиями, заложенные еще в период создания мира, продолжают развиваться в процессе антропогенеза и поддерживаются в дальнейшем человеческим обществом с помощью обрядов и ритуалов. Первоначально человек совершенен и бессмертен, постепенно между стихиями неба и земли складываются антагонистические отношения, проявляющиеся в духовном и физическом несовершенстве человека. Шаман с помощью специальных ритуалов обеспечивает путь к гармоничному продолжению жизни человеческого рода. Актуализация мифологической картины мира тунгусо-маньчжуров на рубеже ХХ—ХХI вв. способствует выявлению продуктивных связей традиций и инноваций, обеспечивая преемственность современного художественного процесса Сибири.


Ключевые слова: миф, мифологическая картина мира, предок, род Самар, Сибирь, тунгусо-маньчжуры, человек, шаман
pdf-файл

Библиографический список:
1. Кастельс М. Могущество самобытности // Новая индустриальная волна на Западе: антология. М.: Академия, 1999. С. 298—310.
2. Древний свет / зап.и лит. обработка А. Чадаевой. Хабаровск: Кн. изд-во, 1990. 240 с.; Бельды Р. Ф., Булгакова Т. Д. Нанайские сказки. Фюрстенберг, 2012. 268 с.; Булгакова Т. Д. Камлания нанайских шаманов. Фюрстенберг, 2016. 309 с.
3. Самар Е. Д. Под сенью Родового Древа. Хабаровск: Кн. изд-во, 2003. 211с.; Самар Е. Д. Под сенью Родового Древа. Хабаровск: Редакция «Рыбак Хабаровского края», 2016. 312 с.
4. Сем Л. И., Сем Ю. А. Мифы, сказки и предания нанайцев (гольдов, хэчжэ). СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. 668 с.
5. Сем Т. Ю. Картина мира тунгусов: пантеон (семантика образов и этнокультурные связи): историко-этнографические очерки. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2012. 626 с.
6. Березницкий С. В. Мифология и верование орочей. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1999. 208 с.
7. Штернберг Л. Я. Гиляки, орочи, гольды, негидальцы : статьи и материалы. Хабаровск: Дальгиз, 1933. 740 с.
8. Васильев В. П. Сведения о маньчжурах во времена династии Юань и Минь. СПб.: Тип. В. Головина, 1863. 75 с.
9. Василевич Г. М. Сборник материалов по эвенкийскому (тунгусскому) фольклору. Л.: Изд-во Института народов Севера ЦИК им. П. Г. Смидовича, 1936. 290 с.
10. Кубанова Т. А. Мудрый Мир На-Най. СПб.: Культ-Информ-Пресс, 2006. 197 с.
11. Василевич Г. М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (ХVIII — нач. ХХ в.). Л.: Наука, 1969. 304 с.
12. Лопатин И. А. Гольды амурские, уссурийские и сунгарийские. Опыт этнографического исследования // ЗОИАК ВОПО РГО. Владивосток: ДВГУ, 1922. Т. ХVIII. 370 с.
13. Мазин А. И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов (кон. ХIХ — нач. ХХ в.). Новосибирск: Наука, Сиб. отделение, 1984. 200 с.
14. Алексеев Н. А. Традиционные религиозные верования тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1992. 241 с.
15. Хренов Н. А. Миф в культуре ХХ века в его экранном варианте // Методологические проблемы исследования этнических культур : материалы симпозиума. Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1978. С. 131—141.