DoI:
https://doi.org/10.34130/2233-1277-2021-4-155
УДК:
378.14
Страницы:
155-170
Актуальные проблемы подготовки специалистов специального (дефектологического) образования
Сажина Светлана Дмитриевна, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, Сыктывкар, Россия, sve-sazhina@yandex.ru, http://orcid.org/0000-0002-4797-4211; Герцберг Мария Вячеславовна, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, Сыктывкар, Россия, kosp@syktsu.ru
Аннотация.
В статье поднимается проблема подготовки специалистов по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» в организации высшего образования на современном этапе; указаны причины затруднений, возникающих в специальном
и инклюзивном образовании в целом и сделан акцент на проблемах в
специальном и инклюзивном образовании, влияющих на профессиональную
подготовку в организации высшего образования в частности, а именно:
двухуровневая подготовка студентов в вузе; региональные особенности
подготовки, зависящие от востребованности кадров в бюджетных
организациях; замена подготовки по направлению подготовки 44.03.03
«Специальное (дефектологическое) образование» на двухпрофильную подготовку по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование»; отсутствие в Федеральном государственном образовательном
стандарте высшего образования по направлению подготовки 44.03.03
«Специальное (дефектологическое) образование» профессиональных компетенций; отсутствие профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников; проблемы в использовании информационно-коммуникативных технологий и цифровых инструментов при подготовке дефектологов; проблемы непосредственного
взаимодействия с педагогом и очного формата практики; проблемы
дефектологического сопровождения, которое обеспечивает включение
специальной деятельности во все сферы образовательного процесса и
формирование надпрофессиональных навыков дефектолога; проблемы
превентивного образования с учетом современных достижений науки и
современных проблем в области дефектологии, влияющих на подготовку
дефектологов; определена актуальность изменений в подготовке
будущих специалистов по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное
(дефектологическое) образование» в организации высшего образования
(на примере подготовки будущих логопедов и дефектологов). В статье
представлен анализ научной литературы по подготовке дефектологических
кадров в высшей школе, сформулированы проблемы и пути выхода из них.
Ключевые слова:
специальное (дефектологическое) образование, специальное образование, инклюзивное образование, дефектолог, логопед, образовательная организация высшего образования
pdf-файл
Библиографический список:
1. Малофеев Н. Н., Шматко Н. Д. Интеграция и специальные образова-
тельные учреждения: необходимость перемен // Дефектология. 2008.
№ 2. С. 86—94.
2. Назарова Н. М. Специальная педагогика: история развития
научного знания и подготовка педагогических кадров : монография. М.:
Спутник+, 2009. 158 с.
3. Малофеев Н. Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для
построения программы развития // Альманах Института коррекционной
педагогики. 2000. № 1. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-1/sovremennyj-
etap-v-razvitii-sistemy (дата обращения: 22.08.2021).
4. Вузы России со специальностью специальное (дефектологическое)
образование — 44.03.03. URL: https://vuzoteka.ru/5-44-03-03 (дата
обращения: 20.09.2021)
5. Бахина А. В. Эффективность цифровых инструментов формирования общекультурных и профессиональных компетенций // Альманах
Института коррекционной педагогики. 2021. № 43. URL: https://alldef.ru/
ru/articles/almanac-43/the-effectiveness-of-digital-tools-for-the-formation-ofgeneral-
cultural-and-professional-competencies (дата обращения: 20.09.2021)
6. Кукушкина О. И. Цифровые инструменты формирования профессиональных компетенций дефектологов // Альманах Института коррекционной педагогики. 2021. № 43. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-
43/digital-tools-for-the-formation-of-professional-skills-of-special-teachers
(дата обращения: 20.09.2021).
7. Хайдарпашич М. Р. От цифровых инструментов оценки развития
детей к цифровым инструментам профессиональной подготовки дефектологов // Альманах Института коррекционной педагогики. 2021. № 43.
URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-43/from-digital-tools-for-assessing-
the-child-development-to-digital-tools-for-professional-training-of-defectologists
(дата обращения: 20.09.2021).
8. Маевская Н. В., Кукушкина О. И. Интерактивная учебная модель
логопедического обследования: формирование рабочей гипотезы //
Альманах Института коррекционной педагогики. 2021. № 43. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-43/interactive-educational-model-of-speechtherapy-
examination-forming-a-working-hypothesis (дата обращения:
20.09.2021).
9. Китик Е. Е. Использование компьютерных технологий обучения в
процессе профессиональной подготовки логопедов // Альманах Института
коррекционной педагогики. 2008. № 12. URL: https://alldef.ru/ru/articles/
almanah-12/ispolzovanie-kompyuternyix-texnologij-obucheniya-v-proczesseprofessionalnoj-
podgotovki-logopedov (дата обращения: 20.09.2021).
10. Китик Е. Е., Кукушкин И. И. Эффективность виртуальных практик
диагностики речевых нарушений // Альманах Института коррекционной
педагогики. 2021. № 43 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-43/
the-effectiveness-of-virtual-practice-for-diagnosis-of-speech-diserders (дата
обращения: 20.09.2021).
11. Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью
и ограниченными возможностями здоровья до 2030 г. / под общей ред.
Н. Н. Малофеева. М.: ИКП РАО, 2019. 120 с.
|