Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: https://doi.org/10.34130/2233-1277-2021-4-155
УДК: 378.14
Страницы: 155-170
Актуальные проблемы подготовки специалистов специального (дефектологического) образования

Сажина Светлана Дмитриевна, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, Сыктывкар, Россия, sve-sazhina@yandex.ru, http://orcid.org/0000-0002-4797-4211;
Герцберг Мария Вячеславовна, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, Сыктывкар, Россия, kosp@syktsu.ru

Аннотация.

В статье поднимается проблема подготовки специалистов по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» в организации высшего образования на современном этапе; указаны причины затруднений, возникающих в специальном и инклюзивном образовании в целом и сделан акцент на проблемах в специальном и инклюзивном образовании, влияющих на профессиональную подготовку в организации высшего образования в частности, а именно: двухуровневая подготовка студентов в вузе; региональные особенности подготовки, зависящие от востребованности кадров в бюджетных организациях; замена подготовки по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» на двухпрофильную подготовку по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование»; отсутствие в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» профессиональных компетенций; отсутствие профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников; проблемы в использовании информационно-коммуникативных технологий и цифровых инструментов при подготовке дефектологов; проблемы непосредственного взаимодействия с педагогом и очного формата практики; проблемы дефектологического сопровождения, которое обеспечивает включение специальной деятельности во все сферы образовательного процесса и формирование надпрофессиональных навыков дефектолога; проблемы превентивного образования с учетом современных достижений науки и современных проблем в области дефектологии, влияющих на подготовку дефектологов; определена актуальность изменений в подготовке будущих специалистов по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» в организации высшего образования (на примере подготовки будущих логопедов и дефектологов). В статье представлен анализ научной литературы по подготовке дефектологических кадров в высшей школе, сформулированы проблемы и пути выхода из них.


Ключевые слова: специальное (дефектологическое) образование, специальное образование, инклюзивное образование, дефектолог, логопед, образовательная организация высшего образования
pdf-файл

Библиографический список:
1. Малофеев Н. Н., Шматко Н. Д. Интеграция и специальные образова- тельные учреждения: необходимость перемен // Дефектология. 2008. № 2. С. 86—94.
2. Назарова Н. М. Специальная педагогика: история развития научного знания и подготовка педагогических кадров : монография. М.: Спутник+, 2009. 158 с.
3. Малофеев Н. Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Альманах Института коррекционной педагогики. 2000. № 1. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-1/sovremennyj- etap-v-razvitii-sistemy (дата обращения: 22.08.2021).
4. Вузы России со специальностью специальное (дефектологическое) образование — 44.03.03. URL: https://vuzoteka.ru/5-44-03-03 (дата обращения: 20.09.2021)
5. Бахина А. В. Эффективность цифровых инструментов формирования общекультурных и профессиональных компетенций // Альманах Института коррекционной педагогики. 2021. № 43. URL: https://alldef.ru/ ru/articles/almanac-43/the-effectiveness-of-digital-tools-for-the-formation-ofgeneral- cultural-and-professional-competencies (дата обращения: 20.09.2021)
6. Кукушкина О. И. Цифровые инструменты формирования профессиональных компетенций дефектологов // Альманах Института коррекционной педагогики. 2021. № 43. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac- 43/digital-tools-for-the-formation-of-professional-skills-of-special-teachers (дата обращения: 20.09.2021).
7. Хайдарпашич М. Р. От цифровых инструментов оценки развития детей к цифровым инструментам профессиональной подготовки дефектологов // Альманах Института коррекционной педагогики. 2021. № 43. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-43/from-digital-tools-for-assessing- the-child-development-to-digital-tools-for-professional-training-of-defectologists (дата обращения: 20.09.2021).
8. Маевская Н. В., Кукушкина О. И. Интерактивная учебная модель логопедического обследования: формирование рабочей гипотезы // Альманах Института коррекционной педагогики. 2021. № 43. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-43/interactive-educational-model-of-speechtherapy- examination-forming-a-working-hypothesis (дата обращения: 20.09.2021).
9. Китик Е. Е. Использование компьютерных технологий обучения в процессе профессиональной подготовки логопедов // Альманах Института коррекционной педагогики. 2008. № 12. URL: https://alldef.ru/ru/articles/ almanah-12/ispolzovanie-kompyuternyix-texnologij-obucheniya-v-proczesseprofessionalnoj- podgotovki-logopedov (дата обращения: 20.09.2021).
10. Китик Е. Е., Кукушкин И. И. Эффективность виртуальных практик диагностики речевых нарушений // Альманах Института коррекционной педагогики. 2021. № 43 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-43/ the-effectiveness-of-virtual-practice-for-diagnosis-of-speech-diserders (дата обращения: 20.09.2021).
11. Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 г. / под общей ред. Н. Н. Малофеева. М.: ИКП РАО, 2019. 120 с.