Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: https://doi.org/10.34130/2233-1277-2021-4-140
УДК: 130.2
Страницы: 140-154
Образовательные коммуникации в условиях пандемии Covid-19: культурологический аспект

Шевяков Евгений Григорьевич, Приволжский исследовательский медицинский университет, Нижний Новгород, Россия, eugene131@yandex.ru, http://orcid.org/ORCID: 0000-0002-5262-083X;
Чичерина Юлия Владимировна, Нижегородский лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, Нижний Новгород, Россия, chicherina75@gmail.com, http://orcid.org/ORCID: 0000-0002-7543-3623;
Маталова Светлана Валерьевна, Приволжский исследовательский медицинский университет, Нижний Новгород, Россия, svetvm@mail.ru, http://orcid.org/ORCID:0000-0002-8693-6680;
Гаврилова Вера Викторовна, Приволжский исследовательский медицинский университет, Нижний Новгород, Россия, veviga@yandex.ru, 0000-0002-8693-6680

Аннотация.

В статье рассматривается с точки зрения культурологии проблема дистанционной педагогической коммуникации в форме видеоконференции и электронного учебного пособия в условиях пандемии COVID-19. Использованы метод культурологического анализа (категории естественного и искусственного как онтологические для современного человечества), методы теоретического анализа отечественной и зарубежной лингводидактической и методической научной литературы по проблеме, методическое прогнозирование. Предпосылками к массовому внедрению дистанционного обучения были маркетизация и массовизация высшего образования, демократизация общественной жизни, глобализация, однако произошло оно в связи с пандемией и мерами по изоляции населения. Проблема анализируется в культурологическом аспекте как отражение дисгармонии естественного и искусственного в окружении современного человека, которая и приводит к эмоциональному выгоранию вследствие переизбытка искусственного в повседневной среде. Педагогический аспект проблемы — развитие и типология электронных учебных пособий как формы образовательной коммуникации при дистанционном обучении. Высказано предположение о том, что видеоконференция в большей степени приводит к эмоциональному выгоранию, нежели обычная работа за компьютером. Сформулирована гипотеза о том, что интерактивный электронный учебник, как менее утомительная для обучающихся форма дистанционной образовательной коммуникации, нежели видеоконференция, может помочь бороться с эмоциональным выгоранием. Работа открывает перспективы дальнейших культурологических и педагогических исследований дистанционной коммуникации с целью проверки высказанных предположений и выработки рекомендаций по нивелированию негативных аспектов дистанционной коммуникации как культурного явления и педагогической проблемы.


Ключевые слова: естественное и искусственное, общение, эмоциональное выгорание, дистанционное обучение, электронное учебное пособие, электронный учебник, система Moodle
pdf-файл

Библиографический список:
1. Maringe F., Sing N., Teaching large classes in an increasingly internationalising higher education environment: pedagogical, quality and equity issues // Higher Education. 2014. Vol. 67. Issue 7. P. 761-782. DOI: https://doi. org/10.1007/s10734-013-9710-0.
2. Jayawardena D. The “MacBurger”, Non-State Universities and the Changing Landscape of Higher Education in Sri Lanka // Journal for Critical Education Policy Studies. 2017. Vol. 15. No. 3. pp. 213-240. ISSN 1740-2743. URL: http:// www.jceps.com/wp-content/uploads/2017/12/15-3-7.pdf (дата обращения: 01.11.2021).
3. Kahl D.H., Jr. Critical Communication Pedagogy and Assessment: Reconciling Two Seemingly Incongruous Ideas // International Journal of Communication. 2013. № 7. P. 2610-2630.
4. Polkinghorne M. Roushan G., Taylor J. Considering the Marketing of Higher Education: The Role of Student Learning Gain as a Potential Indicator of Teaching Quality // Journal of Marketing for Higher Education. 2017. Vol. 27. No. 2. P. 213-232 DOI: http://dx.doi.org/10.1080/08841241.2017.1380741.
5. Ahmed, J. Massification to Marketization of Higher Education: Private University Education in Bangladesh // Higher Education for the Future. 2016. Vol. 3. No. 1. P. 76-92. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/2347631115610222
6. Мызрова К. А. Современные тенденции развития высшего образования // Креативная экономика. 2011. № 9. С. 48—52.
7. Суворов Н. А. Тенденции развития высшего образования в современном мире // Научный вестник МГТУ ГА. 2012. № 182. С. 103—108.
8. Zholdasbekov, A.A., Yesimkhanova N.A., Zholdasbekova B.A., Sakhieva F.A. Pedagogical communication as the important condition of the training process effectiveness // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2017. № 3.
9. Matthews, K.E., Dwyer A., Hine L., Turner J. Conceptions of students as partners // Higher Education. 2018. DOI: https://doi.org/10.1007/s10734-018- 0257-y.
10. Маталова С.В., Шевяков Е.Г. Дистанционное обучение иностранных сту¬дентов в медицинских вузах России: pro et contra // Гуманитарные и социальные науки. 2021. № 1. С.147—154. URL : https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=44920354 (дата обращения: 01.11.2021).
11. Fauville G., Luob M., Queiroz A.C.M., Bailenson J.N., Hancock J. Zoom Exhaustion & Fatigue Scale // Computers in Human Behavior Reports. Vol. 4, August—December 2021, 100119. DOI: https://doi.org/10.1016/j. chbr.2021.100119.
12. Peper, E., Yang, A. Beyond Zoom Fatigue: Re-energize Yourself and Improve Learning // Academia Letters. 2021. Article 257. DOI: https://doi. org/10.20935/AL257.
13. Gruber A. Employing innovative technologies to foster foreign language speaking practice // Academia Letters. 2021. Article 178. DOI: https://doi. org/10.20935/AL178.
14. Кутырев В. А. Естественное и искусственное: борьба миров. Н. Новгород. Изд-во «Нижний Новгород», 1994. 199 с.
15. Ерофеева К. Л. Философия человека: антропология и аксиология. Иваново, 2013. 216 с.
16. Пак Н. И., Потупчик Е. Г., Хегай Л. Б. Концепция трансформационных и перевернутых электронных учебников // Вестник РУДН. Серия: Информати¬зация образования. 2020. № 17. С. 153—168.
17. Варенина Л. П. Электронный учебник: за или против // KANT. 2017. №4 (25). С. 38—41.
18. Пенно М. А. Преимущества и недостатки электронных учебников // Концепт. 2016. № 07. URL: http://e-koncept.ru/2016/76090.htm. (дата обращения: 03.11.2021).
19. Овчинникова К. Р. Учебник и электронный учебник: исторический экскурс // Сибирский педагогический журнал. 2007. №8. С. 292—305.
20. Использование электронных учебников в дистанционном обучении [Видеозапись]: вебинар для преподавателей русского языка как иностранного 03.11.2021. Режим доступа: https://youtu.be/6dpHxl2pXFk (дата обращения 03.11.2021).
21. Замерченко Н. И., Кузнецов А. В. Модель электронного учебника по иностранному языку нового поколения в условиях введения ФГОС и Профессионального стандарта педагога // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 1(79). С. 417—419.