Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: https://doi.org/10.34130/2233-1277-2021-4-126
УДК: 7.011.3
Страницы: 126-139
Особенности интерпретации сюжетно-образного ряда произведений русской литературы XIX века в творчестве Робера Брессона

Попов Илья Владимирович, Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина, Сыктывкар, Россия, docentivpopov@mail.ru

Аннотация.

В статье содержится сравнительный анализ особенностей кинематографической интерпретации сюжетно-образных эле- ментов литературных произведений «Белые ночи» и «Кроткая» Ф. М. Достоевского и «Фальшивый купон» Л. Н. Толстого в картинах выдающегося французского режиссера XX века Робера Брессона «Кроткая», «Четыре ночи мечтателя» и «Деньги». Произведения русских литературных классиков XIX века имели большое значение для культуры Европы XX века и обретали разнообразные формы интерпретации в европейском театре и кинематографе. В частности, по-особому они были адаптированы Робером Брессоном в его специфических экранизациях Ф. Достоевского и Л. Толстого. В статье отмечается, что экранизации Брессона являются авторским самобытным истолкованием классических текстов русской литературы. Режиссер отбирает для своих постановок тексты Достоевского и Толстого, проблемы которых, связанные с христианским перерождением человека и социальным эскапизмом, оказываются ему близки. При этом Брессон радикально трансформирует сюжетно-образный ряд литературных первоисточников своих кинокартин в соответствии с индивидуальными идейными и художественно-эстетическими установками: минимизирует экспрессивные средства выражения характеров персонажей, сосредоточивается на предметно-вещественном мире, их окружающем, придает значимость скрытому подтексту действия. Результаты исследования важны для более глубокого и точного понимания творчества Робера Брессона, для осознания множественности нюансов взаимосвязи художественной литературы и кинематографа, способной выражаться в особом типе индивидуальной авторской экранизации литературной классики, и значимости влияния творчества писателей XIX века на кинематограф XX века и значения межкультурных связей русской художественной культуры и культуры Франции.


Ключевые слова: русская литература XIX века, французский кинематограф, экранизация, Робер Брессон, Федор Достоевский, Лев Толстой
pdf-файл

Библиографический список:
1. Нехорошев Л. Н. Драматургия фильма. М.: ВГИК, 2009. 344 с.
2. Брессон о Брессоне = Bresson par Bresson. М.: Rosebud Publishing, 2017. 336 с.
3. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений и писем : в 30 т. Т. 2. Повести и рассказы, 1848—1859. Л.: Наука. Ленингр. отд-е, 1972. 527 с.
4. Робер Брессон, вероятно. Интервью с Полом Шредером. URL: http://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/607/ (дата обращения 25.11.2021).