Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: https://doi.org/10.34130/2233-1277-2021-4-10
УДК: 291.11
Страницы: 10-25
Британский историк религии Ниниан Смарт (1927—2001) и его концепция секулярного образования в области религии

Смоленков Олег Владимирович, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, smolenkovoleg_spb@mail.ru

Аннотация.

Статья посвящена концепции секулярного образования в области религии. Целью статьи является анализ вклада британского историка религии Ниниана Смарта в становление образования о религии в странах Европы во второй половине прошлого века. Смарт добивался перехода от религиозного образования к образованию о религии. Такой под- ход призван обеспечивать информирование о религии вместо индоктринации учащихся. Подход Смарта назывался «феноменологическим». Новая методика должна была способствовать диалогу мировоззрений и видеть религию многоаспектной. Смарт призывал коллег соблюдать нейтральность и придерживаться ценностей секулярного общества, но не пропагандировать атеизм. Исследователь предлагал признавать одинаковую значимость различных религий, но больше внимания уделять мировым религиям. Смарт призывал опираться на логику религиоведческих исследований при составлении учебной программы. Секулярное образование в области религии было призвано воспитывать толерантность к другим жизненным позициям и готовить учащихся к выбору собственных убеждений. Смарт указывал на отсутствие преемственности между разными ступенями обучения и стремился добиться баланса. Однако он не предлагал методов практической реализации своих рекомендаций в сфере школьного образования, а лишь говорил о необходимости базовых знаний о религии для каждого учащегося. Далеко не все исследователи были согласны с его рекомендациями. Предполагалось, что образование в сфере религии нуждается в более критической методологии, отличной от «феноменологического» подхода Смарта. В результате исследования делается вывод о том, что подход Смарта подвергался вполне обоснованной критике за упрощение концепта религии и в полной мере реализовать предложенные им идеи оказалось невозможно, хотя их влияние стало весьма существенным.


Ключевые слова: индоктринация, Ниниан Смарт, внеконфессиональное образование, мировоззрения, религиозное образование, феноменология религии, секулярное образование
pdf-файл

Библиографический список:
1. Блинкова А. О. Религиозное образование в Европе в моделях и подходах // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2016. № 32(4). C. 120—126.
2. Barnes L. P. The Contribution of Professor Ninian Smart to Religious Education // Religion. 2001. Vol. 31. № 4. P. 317—319.
3. Смарт Н. Исследование религии и образование // Религиоведческие исследования. 2010. № 3—4. С. 143—151.
4. Astley J. The Philosophy of Christian Religious Education. Birmingham: Religious Education Press, 1994. 322 p.
5. Barnes L. P. Education, Religion and Diversity: Developing a New Model of Religious Education. New York: Routledge, 2014. 272 p.
6. Smart N. Religious Studies in the United Kingdom // Religion. 1988. Vol. 18. № 1. P. 1—9.
7. Smart N. Secular Education and the Logic of Religion. London: Faber and Faber, 1968. 108 p.
8. Smart N. Teaching Religion and Religions: The “World Religions” Course // Reflections in the Mirror of Religion / ed. by J. P. Burris. London: Macmillan, 1997. P. 188—196.
9. Hill B. V. Can Religious Education Be Theologically Neutral? // Journal of Christian Education. 1998. Vol. 42. № 1. P. 9—24.
10. Смарт Н. Новый взгляд на религиоведение: Ланкастерская идея // Религиоведческие исследования. 2010. № 3—4. С. 152—154.
11. Wright A. Spirituality and Education. London: Routledge, 2000. 155 p.
12. Cush D. The Relationships between Religious Studies, Religious Education and Theology: Big Brother, Little Sister and the Clerical Uncle? // British Journal of Religious Education.1999. Vol. 21. № 3. P. 137—146.
13. Marples R. Against Faith Schools: A Philosophical Argument for Children’s Rights // International Journal of Children’s Spirituality. 2005. Vol. 10. № 2. P. 133—147.
14. Gardner R. S., Soules K., Valk J. The Urgent Need for Teacher Preparation in Religious and Secular Worldview Education // The Official Journal of the Religious Education Association. 2017. Vol. 112. № 3. P. 242—254.
15. Smart N. Graduate Education: Some Practical Issues // Soundings: An Interdisciplinary Journal. 1988. Vol. 71. № 2/3. P. 381—388.
16. Dixon C. K. There is an Appetite for Religious Studies Religious Education in the Public Domain //Journal of Christian Education. 2000. Vol. 43. № 1. P. 29—40.
17. Thompson P. Critical Confessionalism for Teaching Religion in Schools: A UK Case Study // Journal of Christian Education. 2003. Vol. 46. № 2. P. 5—16.
18. Smart N. Towards an Agreed Place for Religious Studies in Higher Education // Concept and Empathy / ed. by D. Wiebe. London: Macmillan, 1986. P. 163—175.
19. Smart N. What is truth in RE? // Learning for Living. 1970. Vol. 10. № 1. P. 13—15.
20. Smart N. The Comparative Study of Religions and the Schools // Religious Education. 1969. Vol. 64. № 1. P. 26—30.