Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: 10.34130/2233-1277-2021-3-28
УДК: 008
Страницы: 28-43
Корреляция принципов рационального и иррационального в контексте инверсионной динамики искусства

Мартысюк П. Г., Российский государственный социальный университет, филиал в г. Минске, г. Минск, Республика Беларусь

Аннотация.

На различных этапах эволюции искусства прослеживается противостояние принципов рационального и иррационального, раскрывающихся в его чувственно-иррациональных и эмоционально-художественных формах. При этом под рациональным в его онтологическом измерении принято понимать целостное, гармоничное, целесообразное, формообразующее начало, придающее искусству устойчивость и завершенность. В то же время иррациональное связано со стихийным, динамическим, хтоническим и хаотическим, с тем, что в большей мере относится к природе, чем к искусству. Когда «иррациональное» входит в искусство, оно взаимодействует с «рациональным», в результате чего искусство оказывается подвержено различного рода динамическим процессам. В классицизме как проявлении рационального присутствует вечное стремление к устойчивым, универсальным основам бытия, порождённое идеей совершенного формообразующего начала. Зачастую невозможность его достижения порождает эклектические, а также незавершённые формообразующие вариации искусства. В романтизме и барокко сокрыто иррациональное, стихийное, хаотическое начало. Смена стилей в истории искусства представляет своеобразную инверсию рационального и иррационального начал. Антиномия «рациональное — иррациональное» созвучна и современной культурной ситуации.


Ключевые слова: искусство, принципы рационального и иррационального, культура, миф, космос, хаос, циклическая динамика.
pdf-файл

Библиографический список:
1. Арсланов В. Г. «Вторичный» консерватизм — разрыв порочного круга // Циклические ритмы в истории, культуре : сб. ст. / отв. ред. Н. А. Хренов. М., 2004. С. 546—572.
2. Барковский Н. Я. Романтизм в Германии. СПб.: Азбука-классика, 2001. 512 с.
3. Власов В. Г. Стили в искусстве : архитектура, графика. Декоратив.- приклад. искусство. Живопись, скульптура : словарь : в 2 т. СПб.: Кольна, 1995. Т. 1. 672 с.
4. Гегель Г. В. Ф. Философия религии : в 2 т. / общ. ред. А. В. Гулыги; пер. с нем. П. П. Гайденко. М.: Мысль, 1977. Т. 2. 576 с.
5. Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПБ, 2004. 704 с.
6. Мартысюк П. Г. Циклическая парадигма культуры: пути самоопределения // Человек. Культура. Образование. 2018. № 3 (29). С. 19—26.
7. Сорокин П. Социальная и культурная динамика: исслед. изм. в больших системах искусства, истины, этики, права и обществ. oтношений / П. Сорокин; пер. с англ. В. В. Сапова. СПб.: Изд-во Рус. Христиан. гуманитар. ин-та, 2000. 1054 с.
8. Шеллинг Ф. В. Й. Философия искусства / под общ. ред. М. Ф. Овсянникова; пер. с нем. П. С. Попова. СПб.: Алетейя: Унив. кн., 1996. 495 с.
9. Рубин Джеймс Генри. Импрессионизм : энциклопедия. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. 408 с.