Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: 10.34130/2233-1277-2021-3-11
УДК: 130.2
Страницы: 11-27
Идея университета и фабрика по производству человеческого капитала

Мальцев К. Г., Мальцева А. В., Биньковская Л. Н., Белгородский технологический университет им. В. Г. Шухова, г. Белгород, Российская Федерация

Аннотация.

Целью статьи является сопоставление представлений идеи «университета разума» и современной действительности «университета-корпорации» как фабрики по производству «практически полезного» знания и человеческого капитала. Философское истолкование предполагает «помещение» представления в горизонт осмысленности, таковым является философское понятие современности М. Хайдеггера: определение посредством идеи техники. Устанавливается: классический университет разума как место роста науки и образования человечности утратил действительность в связи с исчезновением его «онтических оснований»; наука осуществилась в «своей собственной» форме технического знания, предполагающего подготовку специалистов, владеющих набором компетенций, востребованных рынком, то есть человеческого капитала; университет разума «умер в 1890 году» (М. Хайдеггер). Доказывается: между «университетом разума» и «университетом-корпорацией» (Ф. Рингер) нет преемственности; речь идет не об эволюции (или модернизации), но о замене одного другим; история университета в новое время представляется как серия «обрывов». Перманентное реформирование, которому подвергается университет (в последние тридцать лет — в России, на Западе — с 30-х годов ХХ века), истолковывается в связи с осуществлением «метафизической сущности» новоевропейского субъекта, целью которого является «окончательно встроиться в машину», то есть действительно стать человеческим капиталом; в этом усматривается основание необходимости «университета-корпорации» как фабрики, эффективность производства в которой оценивается посредством расчета «прибылей» и «издержек». Остатки (В. Парето) классического университета разума не имеют оснований в действительности и не могут препятствовать / замедлить описанные процессы. В результате исследования получен вывод: событие «смерти университета» и становления на его месте «фабрики» неотменимо — в горизонте современности.


Ключевые слова: университет разума, наука, образование, культура, техника, человеческий капитал, подготовка специалистов, «университет-корпорация».
pdf-файл

Библиографический список:
1. Хайдеггер М. Размышления II—VI (Черные тетради 1931—1938). М.: Изд-во Института Гайдара, 2016. 584 с.
2. Ясперс К. Идея университета. Минск: БГУ, 2006. 159 с.
3. Хайдеггер М. Вопрос о технике // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. С. 221—238.
4. Калхун К. Национализм. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. 288 с.
5. Хайдеггер М. Размышления VII—XI (Черные тетради 1938—1939). М.: Изд-во Института Гайдара, 2018. 528 с.
6. Гумбольдт Вильгельм фон. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985. 450 с.
7. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. 704 с.
8. Хайдеггер М. Гегелева «Феноменология духа». СПб.: Владимир Даль, 2020. 285 с.
9. Биньковская Л. Н., Мальцев К. Г. Странная «смерть университета»: опыт философской интерпретации // Общество: философия, история, культура. 2021. № 4. С. 21—26.
10. Геллнер Э. Нации и национализм. М.: Прогресс, 1991. 320 с.
11. Бурдье П. Homo academicus. М.: Изд-во Института Гайдара, 2017. 461 с.
12. Бурдье П. О государстве : курс лекций в Коллеж де Франс (1989— 1992). М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016. 720 с.
13. Ортега-и-Гассет X. Миссия университета. Минск: БГУ, 2005. 104 с.
14. Биньковская Л. Н., Мальцев К. Г. Концепция «университета культуры»: содержание и критика «онтических оснований» // Kant. 2021. № 2 (39). С. 260—266.
15. Биньковская Л. Н., Мальцев К. Г. Современная культура как культурная политика: М. Хайдеггер о культуре как «феномене современности // Евразийский юридический журнал. 2021. № 3. С. 454—470.
16. Рингер Ф. Закат немецких мандаринов. Академическое сообщество в Германии, 1890—1933. М.: Новое литературное обозрение, 2008. 645 с.
17. Жданова И. В., Мальцев К. Г. «Самооправдание философии»: «междисциплинарность» как способ «встроиться» в «дисциплинарную структуру» современной науки // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2020. № 5. С. 126—133.
18. Хайдеггер М. Размышления ХII—XV (Черные тетради 1939—1941). М.: Изд-во Института Гайдара, 2020. 344 с.
19. Мальцев К. Г., Мальцева А. В. «Человеческий капитал» как концепт биополитики: опыт философского истолкования // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2020. Т. 10. № 5. С. 242—252.
20. Мальцев К. Г., Мальцева А. В. Цифровизация и «цифровой фетишизм»: предвидения в бытийно-историческом мышлении М. Хайдеггера // Человек. Культура. Образование. 2020. № 4 (38). С. 46—58.
21. Парето В. Компендиум по общей социологии. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. 511 с.