Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: 10.34130/2233-1277-2021-2-179
УДК: 378.2
Страницы: 179-186
Особенности применения нормативных правовых актов, регламентирующих требования к квалификации педагогического работника вуза

Минаева Н. В., Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина, Сыктывкар, Российская Федерация

Аннотация.

Статья посвящена анализу нормативных правовых документов, регламентирующих квалификационные требования к педагогическому работнику, относящемуся к профессорско-преподавательскому составу, проблемам их применения и внедрения в деятельность образовательной организации, а также порядку актуализации локальных нормативных актов вуза, содержащих требования к уровню знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы преподавателя. В связи с отменой профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 № 608н, проблемы и противоречия, связанные с использованием данного нормативного правового акта на практике, а именно противоречия с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.01.2011 № 1н, были сняты. Однако действующие в настоящее время требования к квалификации педагогического работника вуза носят отчасти формализованный характер, не указывая и не учитывая такую важную и во многом определяющую особенность, как профильность образования педагога. В статье рассмотрены плюсы и минусы применения на практике нормативных правовых актов, содержащих требования к квалификации педагогических работников вуза, указано на необходимость актуализации ряда локальных нормативных актов образовательной организации, таких как должностная инструкция, план профессионального развития педагогического работника и др.


Ключевые слова: требования к квалификации, педагогический работник, профессиональный стандарт, трудовая функция, должностная инструкции.
pdf-файл

Библиографический список:
1. Минаева Н. В. К вопросу об особенностях проектирования профессионального развития педагогических работников // Человек. Культура. Образование. 2018. № 2 (28). С. 164—168.
2. Глухов Е. А. Получение дополнительного профессионального образования педагогом: право или обязанность? // Журнал российского права. 2019. № 7. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3. Должностные инструкции работников образовательных организаций // Управление образовательной организацией. 2020. № 3. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
4. Минаева Н. В., Садек М. О. Особенности применения профессионального стандарта педагогического работника // Человек. Культура. Образование. 2019. № 4 (34). С. 212—218.
5. Коренков Г. П. Квалификационные характеристики, профессиональные стандарты и должностные инструкции работников образовательных организаций // Управление образовательной организацией, 2020. № 2. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
6. Озерникова Т. Г., Еловенко Д. А. Проблемы внедрения профессионального стандарта в систему управления трудовой деятельностью профессорско-преподавательского состава вузов // Электронный научный журнал Байкальского государственного университета. Doi 10.17150/2411– 6262.2017.8(2).32.