Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: 10.34130/2233-1277-2021-2-157
УДК: 378.1
Страницы: 157-169
Особенности адаптации студентов на начальном этапе обучения в вузе (на примере ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина»)

Воложанинова А. Р., Терентьева С. Н., Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, г. Сыктывкар, Российская Федерация

Аннотация.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью рассмотрения условий адаптации первокурсников к образовательному процессу в вузе. Важнейшим социальным требованием к высшим учебным заведениям является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы профессиональных знаний и умений, но и на развитие его личности, познавательных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации в будущей профессиональной деятельности. Для современной системы высшего образования на пер- вый план выходит проблема учебной адаптации первокурсников, одной из разновидностей социальной адаптации. От успешной адаптации обучающихся на первом курсе во многом зависит дальнейшая профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста. Многочисленными исследованиями установлено, что эффективность обучения в вузе во многом зависит от возможностей студента освоить новую среду, в которую он попадает, поступив в вуз. Начало занятий и устройство быта означают включение студента в сложную систему адаптации: новая форма организации учебной деятельности, недостаточная сформированность познавательно-профессиональной самостоятельности, новые социально-бытовые условия. В статье раскрыты трудности и проблемы, связанные с адаптацией студентов на младших курсах на примере ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина». На основании результатов анкетирования и интервьюирования первокурсников и кураторов академических групп описаны три группы особенностей адаптации студентов-первокурсников в вузе и условия, способствующие их успешной адаптации.


Ключевые слова: адаптация студентов-первокурсников, профессиональная адаптация, дезадаптация, адаптивность, профессионально-личностное развитие, профессионально-познавательная самостоятельность.
pdf-файл

Библиографический список:
1. Битянова М. Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. М.: Образ. центр «Педагогический поиск», 1998. 112 с.
2. Кряжева И. К. Социально-психологические факторы адаптированности : дис. … канд. психол. наук. М., 1980. 200 с.
3. Налчаджан А. А. Социально-психологическая адаптация личности (формы и стратегии). Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988. 264 с.
4. Константинов В. В. К вопросу о понятии «адаптация» // Проблемы cоциальной психологии личности : сборник тезисов по проблемам психологии личности. Саратов: СГУ, 2005. С. 52—62.
5. Клищевская М. В., Солнцева Г. Н. Профессионально важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1999. № 4. С. 61—66.
6. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001. 384 с.
7. Овчинникова В. Г. Представления о профессиональной адаптации студентов на трудовом месте // Информационно-образовательные и воспитательные стратегии в современной психологии и педагогике : сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: АЭТЕР- НА, 2018. 319 с.
8. Исаева Е. Р. Новое поколение студентов: психологические особенно- сти, учебная мотивация и трудности в процессе обучения первого курса // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. № 4 (15). URL: http://medpsy.ru (дата обращения 28.09.2020)
9. Воложанинова А. Р. К вопросу о познавательно-профессиональной самостоятельности будущих учителей в процессе обучения в вузе // Развитие науки и образования: новые подходы и актуальные исследования : сборник научных трудов по материалам VII Международной научно- практической конференции (г.-к. Анапа, 23 июля 2020 г.). Анапа: Изд-во «НИЦ ЭСП», 2020. 85 с.
10. Георге И. В. Формирование профессиональных компетенций студентов образовательных организаций высшего образования на основе организации самостоятельной работы : монография. Тюмень: ТИУ, 2016. 143 с.