DoI:
10.34130/2233-1277-2021-2-141
УДК:
069.4
Страницы:
141-156
Экспонирование памятников со сложной историко-культурной структурой (на примере экспозиции «Дворец А. Д. Меншикова» Государственного Эрмитажа)
Филиппова-Стоян Л. Е., Российский государственный педагогический университет им. Герцена, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация; Игнатьева Е. И., Отдел «Дворец А. Д. Меншикова» Государственного Эрмитажа, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Аннотация.
В статье рассматриваются практики работы с артефактами
историко-культурного наследия. Вопрос касается только «многослойных
артефактов», обладающих двумя и более слоями, имеющих сложную
морфологию и представляющих собой целостное единство. В такие
артефакты невозможно привнести ничего нового, не разрушив
исторически сложившейся целостности материального объекта. Затрагивается вопрос выбора стратегии сохранения, реставрации и экспонирования данных памятников. Задача исследователя — обнаружить
в сложной структуре артефакта «эталонный слой», наиболее важный
и перспективный для сохранения в историческом и эстетическом
смысле. Практики работы с культурным наследием позволяют использовать некоторые исследовательские стратегии и успешно применять
их в музейных пространствах. В статье приводятся несколько фактов
удачного сохранения и экспонирования многослойности различных
артефактов без утраты их отдельных состояний. Для изучения и
анализа различных аспектов таких артефактов используется комплекс
теоретико-методологических подходов, применимых для изучения
памятников культурного наследия как единого организма, который в
результате исторического влияния сформировал сложную и изменчивую
структуру.
В качестве примеров приводятся памятники Петровской эпохи,
дворцовые интерьеры, а также предметы декоративно-прикладного
искусства.
Ключевые слова:
артефакт, структура артефакта, «многослойный артефакт», культурное наследие, экспонирование.
pdf-файл
Библиографический список:
1. Калязина Н. В., Калязин Е. А. Дворец Меншикова в Санкт-
Петербурге. История, реставрация, музей . СПб.: Русско-Балтийский
информационный центр «БЛИЦ», 1996. С. 83—87.
2. Леонов И. В., Филиппова-Стоян Л. Е. Историко-культурные
структуры артефактов: методы изучения, критерии идентификации и
практики сохранения // Человек. Культура. Образование. 2018. № 2 (28). С.
103—117.
3. Игнатьева Е. И. К истории интерьера Петровского времени: двери
с росписью из Дворца А.Д. Меншикова // Петровское время в лицах-2010.
К 300-летию дворца Меншикова (1710—2010) : материалы научной
конференции. СПб., 2010. С. 169—184. (Труды Государственного Эрмитажа.
Т. LII).
4. Семина М. А. Оригинал или римейк. Проблема сохранности и
реставрации произведений античной скульптуры // Актуальные проблемы теории и истории искусства : сб. науч. статей / под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. СПб.: НП-Принт, 2011. Вып. 1. С. 265—
274.
5. Музей и современность / М-во культуры РСФСР. НИИ культуры. М.:
1976. С. 167—195.
6. Бобров Ю. Г. Теория реставрации памятников искусства:
закономерности и противоречия. М.: Эдсмит, 2004. С. 11—12.
7. Ла Моттре, Обри де. Из «Путешествия…» // Беспятых Ю. Н.
Петербург Петра I в иностранных описаниях: Ведение. Тексты. Комментарии. Л.: Наука, 1991. С. 236.
8. Дворец Меншикова. Путеводитель / В. В. Мещеряков, И. В. Саверкина, Е. А. Андреева, Е. И. Игнатьева. СПб.: Историческая иллюстрация, 2005. С. 13—23.
9. Широкова Н. В., Антипин В. М. О ходе работ и находках в
Наугольных палатах Дворца Меншикова // Петровское время в лицах —
2019 : материалы научной конф. / ГЭ. СПб., 2019. С. 359—367.
10. Леонов И. В., Бондарев А. В. Дворцово-парковый ансамбль Царского
Села как историко-культурный гештальт: морфогенез и архитектоника.
Статья вторая // Вестник Московского государственного университета
культуры и искусств. 2019. № 1 (87). С. 74—85.
|