Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: 10.34130/2233-1277-2021-2-141
УДК: 069.4
Страницы: 141-156
Экспонирование памятников со сложной историко-культурной структурой (на примере экспозиции «Дворец А. Д. Меншикова» Государственного Эрмитажа)

Филиппова-Стоян Л. Е., Российский государственный педагогический университет им. Герцена, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация; Игнатьева Е. И., Отдел «Дворец А. Д. Меншикова» Государственного Эрмитажа, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Аннотация.

В статье рассматриваются практики работы с артефактами историко-культурного наследия. Вопрос касается только «многослойных артефактов», обладающих двумя и более слоями, имеющих сложную морфологию и представляющих собой целостное единство. В такие артефакты невозможно привнести ничего нового, не разрушив исторически сложившейся целостности материального объекта. Затрагивается вопрос выбора стратегии сохранения, реставрации и экспонирования данных памятников. Задача исследователя — обнаружить в сложной структуре артефакта «эталонный слой», наиболее важный и перспективный для сохранения в историческом и эстетическом смысле. Практики работы с культурным наследием позволяют использовать некоторые исследовательские стратегии и успешно применять их в музейных пространствах. В статье приводятся несколько фактов удачного сохранения и экспонирования многослойности различных артефактов без утраты их отдельных состояний. Для изучения и анализа различных аспектов таких артефактов используется комплекс теоретико-методологических подходов, применимых для изучения памятников культурного наследия как единого организма, который в результате исторического влияния сформировал сложную и изменчивую структуру. В качестве примеров приводятся памятники Петровской эпохи, дворцовые интерьеры, а также предметы декоративно-прикладного искусства.


Ключевые слова: артефакт, структура артефакта, «многослойный артефакт», культурное наследие, экспонирование.
pdf-файл

Библиографический список:
1. Калязина Н. В., Калязин Е. А. Дворец Меншикова в Санкт- Петербурге. История, реставрация, музей . СПб.: Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ», 1996. С. 83—87.
2. Леонов И. В., Филиппова-Стоян Л. Е. Историко-культурные структуры артефактов: методы изучения, критерии идентификации и практики сохранения // Человек. Культура. Образование. 2018. № 2 (28). С. 103—117.
3. Игнатьева Е. И. К истории интерьера Петровского времени: двери с росписью из Дворца А.Д. Меншикова // Петровское время в лицах-2010. К 300-летию дворца Меншикова (1710—2010) : материалы научной конференции. СПб., 2010. С. 169—184. (Труды Государственного Эрмитажа. Т. LII).
4. Семина М. А. Оригинал или римейк. Проблема сохранности и реставрации произведений античной скульптуры // Актуальные проблемы теории и истории искусства : сб. науч. статей / под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. СПб.: НП-Принт, 2011. Вып. 1. С. 265— 274.
5. Музей и современность / М-во культуры РСФСР. НИИ культуры. М.: 1976. С. 167—195.
6. Бобров Ю. Г. Теория реставрации памятников искусства: закономерности и противоречия. М.: Эдсмит, 2004. С. 11—12.
7. Ла Моттре, Обри де. Из «Путешествия…» // Беспятых Ю. Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях: Ведение. Тексты. Комментарии. Л.: Наука, 1991. С. 236.
8. Дворец Меншикова. Путеводитель / В. В. Мещеряков, И. В. Саверкина, Е. А. Андреева, Е. И. Игнатьева. СПб.: Историческая иллюстрация, 2005. С. 13—23.
9. Широкова Н. В., Антипин В. М. О ходе работ и находках в Наугольных палатах Дворца Меншикова // Петровское время в лицах — 2019 : материалы научной конф. / ГЭ. СПб., 2019. С. 359—367.
10. Леонов И. В., Бондарев А. В. Дворцово-парковый ансамбль Царского Села как историко-культурный гештальт: морфогенез и архитектоника. Статья вторая // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 1 (87). С. 74—85.