Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: 10.34130/2233-1277-2021-2-87
УДК: 124.4:7.012
Страницы: 87-95
Функционал и дискурсивность дизайна виртуальной среды в формате культурологической интерпретации

Епифанова А. Г., Южно-Уральский технологический университет, Челябинск, Российская Федерация; Долдо Н. В., Челябинский государственный университет, Челябинск, Российская Федерация

Аннотация.

Статья посвящена теоретическому освещению актуальных областей виртуально-дискурсивных миров дизайна, рассмотренных на примере креолизованного текста, реализующего цифровой потенциал современной куль- туры. Целью данного исследования является анализ виртуальной среды через призму дизайн-деятельности как культурной практики. Для достижения цели поставлены следующие задачи: дать современное определение дизайна виртуальной среды, используя культурологическую интерпретацию дискурса; рассмотреть актуальные области виртуально-дискурсивных миров дизайна через специфичные функции дизайна, реализуемые в процессе создания виртуально-медийного пространства. Авторы рассматривают дизайн-деятельность в качестве одной из актуальных практик по конструированию не только материально-предметной реальности, но и виртуальной, желательной реальности для человека в условиях современной культуры, что потенциально позволяет ей оптимизировать взаимодействие человека с социокультурным пространством, т. е. сделать его более управляемым, осмысленным, комфортным, максимально эффективным. В этом контексте особо значимой выступает роль дизайнера как полифункциональной фигуры, осуществляющей активную деятельность в следующих коммуникативных ситуациях: объект виртуальной среды — потребитель, дизайнер как автор виртуально-дискурсивного мира — аудитория.


Ключевые слова: дизайн-деятельность, виртуальная среда, дискурс, виртуально-дискурсивный мир, веб-дизайн, цифровая культура, креолизованный текст, функции дизайна.
pdf-файл

Библиографический список:
1. Дружинин А. М. От диалога к манипуляции: критический анализ современных медиапрактик // Философская мысль. 2017. № 1. С. 1—16.
2. Абаимова Е. Л. Дизайн как общекультурный и национальный феномен. Ростов н/Д., 2009. 147 с.
3. Резников Л. О. Гносеологические проблемы семиотики. Л.: Ленинградский гос. ун-т им. А. А. Жданова, 1964. С. 50.
4. Каган М. С. Философская теория ценности. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. 205 с.
5. Флиер А. Я. Культурология для культурологов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. 492 с. (Серия «Gaudeamus»)
6. Щурина Ю. В. Комические креолизованные тексты в интернет-коммуникации // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2010. № 57. С. 82—86.
7. Dawkins R. The Extended Phenotype. Oxford, 1982. 313 p.
8. Лотман Ю. М. Структура художественного текста // Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб.: Искусство-СПб., 1998. 288 с.
9. Чижиков В. В. Дизайн и культура : монография. М.: МГУКИ, 2006. 361 с.
10. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. М.: Индрик, 2005. 1040 с.