DoI:
10.34130/2233-1277-2021-2-73
УДК:
008:316.42
Страницы:
73-86
Ценностные аспекты в культуре личности студента медицинского вуза (лингвокультурологический подход)
Гринько Е. Н., Тихоокеанский государственный медицинский университет, г. Владивосток, Российская Федерация
Аннотация.
Статья посвящена изучению некоторых ценностных аспектов «инфраструктуры» интегрального качества ментальной сферы — культуры
личности студента медицинского вуза. Рассматриваются теоретические
моменты аксиологического плана, позволяющие подойти к проблеме ценностных оснований культуры личности студента с научной точки зрения.
При выявлении ценностных оснований культуры личности студента — будущего врача был применён лингвокультурологический подход: использованы русские народные пословицы, в которых выражены основные смыслы
жизненных ориентиров человека.
Кроме теоретического обоснования разработки вопроса, в статье
приведены и проанализированы результаты эмпирического исследования, направленного на выявление некоторых ключевых аспектов культуры
личности будущих врачей. Респондентами выступили студенты первого-
второго курсов ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный медицинский
университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации в количестве 72 человек, что позволило сделать срез аксиологического ингредиента культуры личности молодого человека, чья профессия неразрывно
связана с морально-нравственными установками.
Пилотное исследование углубляет понимание бытовых и профессиональных этических приоритетов студента-медика с учетом гендерного фактора. Приоритетов, подлежащих проверке и закреплению практическим опытом — реализации их «потенциальной энергии» в предстоящей
врачебной деятельности. Акцентирована тенденция «прагматизации»
условного «этического кодекса» современного студента-медика.
Ключевые слова:
аксиологический подход, лингвокультурологический подход, система ценностей, культура личности студента, будущий врач.
pdf-файл
Библиографический список:
1. Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии.
М.: Вече: АСТ, 2003 511 с. URL: http://cult-lib.ru/doc/dictionary/culturologydictionary/
index.htm// (дата обращения: 06.05.2021).
2. Садохин А. П. Культурология. Словарь терминов, понятий,
имен. М.: Директ-Медиа, 2014. 768 с. URL: https://enc.biblioclub.ru/
Encyclopedia/226143_Kulturologiya__Slovar_terminov__ponyatiy__imen#1.
(дата обращения: 06.05.2021).
3. Ремизов В. А. Ценностно-мировоззренческий анализ культуры
личности : дис. …д-ра культур. наук в форме науч. доклада. 24.00.01 — Теория и история культуры. М., 2000. 62 с. URL: https://www.dissercat.com/
content/tsennostno-mirovozzrencheskii-analiz-lichnosti (дата обращения:
06.05.2021).
4. Яницкий М. С., Серый А. В., Браун О. А. и др. Система ценностных
ориентаций «поколения Z»: социальные, культурные и демографические
детерминанты // Сибирский психологический журнал. 2019. № 72. С. 46—
68.
5. Дудин М. Н., Лясников Н. В. Трансформация ценностных ориентаций
современной студенческой молодежи: социологический аспект : монография. М.: ИМСГС, 2014. 156 с. URL: https://pps.ranepa.ru/Publication2/2014/
(дата обращения: 06.05.2021).
6. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 204 с. URL: http://www.
intellect-invest.org.ua/content/userfiles/files/library/Yanitsky_Zennostn_
orientazii.pdf (дата обращения: 07.05.2021)
7. Даль В. И. Пословицы русского народа. М.: ЭКСМО-Пресс, Изд-во
ННН, 2000. 616 с.
8. Иванов С. В. Драйверы развития высшего медицинского образования в контексте российских и глобальных трендов // За качественное образование : материалы IV Всероссийского форума (с международным уча-
стием) Саратовский ГМУ. Саратов: Изд-во СГМУ, 2019. С. 213—227.
|