Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: 10.34130/2233-1277-2021-2-73
УДК: 008:316.42
Страницы: 73-86
Ценностные аспекты в культуре личности студента медицинского вуза (лингвокультурологический подход)

Гринько Е. Н., Тихоокеанский государственный медицинский университет, г. Владивосток, Российская Федерация

Аннотация.

Статья посвящена изучению некоторых ценностных аспектов «инфраструктуры» интегрального качества ментальной сферы — культуры личности студента медицинского вуза. Рассматриваются теоретические моменты аксиологического плана, позволяющие подойти к проблеме ценностных оснований культуры личности студента с научной точки зрения. При выявлении ценностных оснований культуры личности студента — будущего врача был применён лингвокультурологический подход: использованы русские народные пословицы, в которых выражены основные смыслы жизненных ориентиров человека. Кроме теоретического обоснования разработки вопроса, в статье приведены и проанализированы результаты эмпирического исследования, направленного на выявление некоторых ключевых аспектов культуры личности будущих врачей. Респондентами выступили студенты первого- второго курсов ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации в количестве 72 человек, что позволило сделать срез аксиологического ингредиента культуры личности молодого человека, чья профессия неразрывно связана с морально-нравственными установками. Пилотное исследование углубляет понимание бытовых и профессиональных этических приоритетов студента-медика с учетом гендерного фактора. Приоритетов, подлежащих проверке и закреплению практическим опытом — реализации их «потенциальной энергии» в предстоящей врачебной деятельности. Акцентирована тенденция «прагматизации» условного «этического кодекса» современного студента-медика.


Ключевые слова: аксиологический подход, лингвокультурологический подход, система ценностей, культура личности студента, будущий врач.
pdf-файл

Библиографический список:
1. Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии. М.: Вече: АСТ, 2003 511 с. URL: http://cult-lib.ru/doc/dictionary/culturologydictionary/ index.htm// (дата обращения: 06.05.2021).
2. Садохин А. П. Культурология. Словарь терминов, понятий, имен. М.: Директ-Медиа, 2014. 768 с. URL: https://enc.biblioclub.ru/ Encyclopedia/226143_Kulturologiya__Slovar_terminov__ponyatiy__imen#1. (дата обращения: 06.05.2021).
3. Ремизов В. А. Ценностно-мировоззренческий анализ культуры личности : дис. …д-ра культур. наук в форме науч. доклада. 24.00.01 — Теория и история культуры. М., 2000. 62 с. URL: https://www.dissercat.com/ content/tsennostno-mirovozzrencheskii-analiz-lichnosti (дата обращения: 06.05.2021).
4. Яницкий М. С., Серый А. В., Браун О. А. и др. Система ценностных ориентаций «поколения Z»: социальные, культурные и демографические детерминанты // Сибирский психологический журнал. 2019. № 72. С. 46— 68.
5. Дудин М. Н., Лясников Н. В. Трансформация ценностных ориентаций современной студенческой молодежи: социологический аспект : монография. М.: ИМСГС, 2014. 156 с. URL: https://pps.ranepa.ru/Publication2/2014/ (дата обращения: 06.05.2021).
6. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 204 с. URL: http://www. intellect-invest.org.ua/content/userfiles/files/library/Yanitsky_Zennostn_ orientazii.pdf (дата обращения: 07.05.2021)
7. Даль В. И. Пословицы русского народа. М.: ЭКСМО-Пресс, Изд-во ННН, 2000. 616 с.
8. Иванов С. В. Драйверы развития высшего медицинского образования в контексте российских и глобальных трендов // За качественное образование : материалы IV Всероссийского форума (с международным уча- стием) Саратовский ГМУ. Саратов: Изд-во СГМУ, 2019. С. 213—227.