Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: 10.34130/2233-1277-2021-2-40
УДК: 008
Страницы: 40-58
Гостиничная архитектура как маркер историко-культурных локаций: основные векторы развития

Ананьева Ю. С., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, Российская Федерация; Жаркова А Г., Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова, г. Барнаул, Российская Федерация

Аннотация.

Статья посвящена рассмотрению основных тенденций развития гостиничного сектора культурных индустрий, обозначившихся на начальном этапе модернизации культуры в конце XIX — начале XX в. Отслеживаются стержневые векторы развития гостиничной архитектуры как своеобразные «маркеры» различных туристических локаций, включая их историко- культурную компоненту. Отдельно рассматриваются такие векторы, как вектор преимущественной архитектурной стандартизации; вектор, связанный со стремлением отказаться от стандартных и функционально- типовых архитектурных решений, с опорой на уникальность проектов, включая их соотнесенность с особенностями местных культур; вектор, специфика которого выражена в тенденции сбалансированного смешения архитектурной стандартизации с наличием местного колорита; век- тор, связанный с отражением «духа места» других культур, историко-культурных зон и эпох. Отмечается сложная природа взаимопереплетения и взаимодействия указанных векторов, которые в чистом виде в туристическом секторе встречаются реже, чем их смешанные формы. Статья содержит ряд примеров из мировой и общероссийской практики. Кроме того, отдельно рассматривается проявление указанных тенденций на материале Республики Алтай с привлечением ряда примеров гостиничной архитектуры Алтайского края.


Ключевые слова: историко-культурная зона, туристическая индустрия, массовая культура, стандартизация, историко-культурные стилизации.
pdf-файл

Библиографический список:
1. Броновицкая А. Гостиницы: особенности жанра // Проект Россия. Hospitality. 2008. № 47. C. 76—83.
2. Бенуа А. Живописный Петербургъ // Миръ искусства. 1902. Т. 7. № 1. С. [64] 1—5.
3. Минцлов С. Р. Петербург в 1903—1910 годах / подг. текста, биографич. очерк и прим. К. Н. Веселовского. Б.м.: Salamandra P.V.V., 2012. 287 с.
4. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. в тридцати томах. Т. 21. Дневник писателя 1873. Статьи и заметки 1873—1878. Ленинград: Наука, 1980. 552 с.
5. Цветаева М. Сочинения : в 2 т. Т. 1. Стихотворения; Поэмы; Драматические произведения / вступ. статья Вс. Рождественского; подг. текста и коммент. А. Саакянц. М.: Худож. лит., 1984. 567 с.
6. Бондарев А. В. Отечественная культурогенетика: истоки, развитие и современное состояние (вместо предисловия) // Культурогенез и культурное наследие / науч. ред. и сост. А. В. Бондарев. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2014. С. 7—28.
7. Терещенко Г. Ф. Художественные традиции как источник самобытности современного дизайна среды Горного Алтая : автореф. дис. … канд. искусствоведения. 17.00.04 — изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство и архитектура. Барнаул, 2008. 25 с.
8. Кыдыева В. Жилище кочевника // Алтай — духовный центр Евразии / гл. ред. А.М. Тарунов; 2-е изд., испр. и доп. М.: Науч.-информ. изд. центр, 2012. С. 176—179.
9. Ананьева Ю. С., Жаркова А. Г. Архитектурные копии и историко-культурные стилизации в туристической сфере // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2020. № 4 (26). С. 38—44.