Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: 10.34130/2233-1277-2021-2-23
УДК: 17.0
Страницы: 23-39
Роль созерцания прекрасного (красоты) в формировании мировоззрения: прошлое и настоящее проблемы

Сокровищук А. А., Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Аннотация.

Философия как теоретическое мировоззрение, наряду с наукой, искусством, моралью и правом как формами общественного сознания, является одним из важнейших активов человеческой культуры. Мировоззрение относится к сенсорной стадии познания. На взгляд автора, мировоззрение — это промежуточное звено между сенсорной и рациональной стадиями познания, поскольку оно присутствует в структуре познавательного мышления. Пройдя долгую и сложную историю, античная эстетика, тесно связанная с практикой античного искусства, заложила основу для понимания многих эстетических категорий, сыгравших важную роль в продолжении истории искусства и эстетики. Гармонизация общественных отношений в цивилизованном обществе, по-видимому, должна основываться на единстве эстетики и этики. Краткий обзор взглядов самых известных философов показывает, что существует разнонаправленный вектор понимания созерцания. С одной стороны, мы говорим о чувственном познании; с другой стороны, философия утверждает, что это акт мышления. Красота — это приписывание свойства или характеристики человеку, объекту, животному, месту или идее, которые обеспечивают перцептивный опыт удовольствия или удовлетворения. Красота изучается как часть эстетики, культуры, социальной психологии и социологии. Поскольку это может быть субъективный опыт, часто говорят, что «красота находится в глазах смотрящего». Если учитывать, что эмпирические наблюдения вещей, которые считаются красивыми, часто совпадают между группами в консенсусе, красота, как утверждается, имеет уровни объективности и частичной субъективности, которые не являются полностью субъективными в их эстетическом суждении. Уродство — это противоположность красоте.


Ключевые слова: созерцание, красота, мировоззрение, философия, созерцание прекрасного, проблемы мировоззрения, проблемы философии, прекрасное.
pdf-файл

Библиографический список:
1. Астахова А. В. Четыре книги «О семье» Леона Баттиста Альберти и их место в развитии итальянского ренессансного гуманизма : дис. ... канд. ист. наук: 07.00.03. Саратов, 1999. 234 с.
2. Апресян Р. Г. Этика. М.: КНОРУС, 2017. 356 с.
3. Аристотель. Сочинения : в 4 т. М.: Мысль, 1976—1983.
4. Платон. Диалоги / Платон; пер. с древнегреч. В. Н. Карпова. СПб.: Азбука-классика, 2008. 445 с.
5. Плотин. Об умной красоте / Плотин; пер. А. Ф. Лосева // История античной эстетики. Поздний эллинизм / А. Ф. Лосев. Харьков: Фолио; М.: АСТ, 2000. 958 с.
6. Бедулина Н. А. Осознание красоты спасет мир // Культура. Духов- ность. Общество. 2018. № 7. С. 35—43.
7. Сокровищук А. А. Античное понимание красоты в философии и культуре // Вопросы культурологии. 2011. № 7. С. 30—34.
8. Тетиор А. Н. Объективное восприятие красоты человеком (красота — не «страшная вещь», не «функция сверхсознания») // Sciences of Europe. 2018. № 24—4 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obektivnoevospriyatie- krasoty-chelovekom-krasota-ne-strashnaya-vesch-ne-funktsiyasverhsoznaniya (дата обращения: 09.03.2020).
9. Куликова Т. В., Паламарчук А. М. Философия красоты в духовной традиции русской религиозной философии // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2014. № 5. С. 168—174.
10. Мартынов В. Ф. Философия красоты. Минск: ТетраСистемс, 1999. 336 с.
11. Погонцева Д. В. Красота как междисциплинарный объект исследований // Концепт. 2018. № 5 (21). С. 122—127.
12. Фрейд З. Психоанализ творчества. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Достоевский. М.: Алгоритм, 2016. 256 c.