Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: 10.34130/2233-1277-2021-2-12
УДК: 008.001
Страницы: 12-22
Региональная идентичность как результат социальной инженерии

Казакова Г. М., Южноуральский государственный аграрный университет, Челябинск, Российская Федерация; Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина, Сыктывкар, Российская Федерация

Аннотация.

В статье дается анализ региональной идентичности как социо-и культурообразующих оснований региона, обладающих ресурсом наращивания «прибавленной стоимости» символического капитала региона. А это, в свою очередь, ведет к росту инвестиционного капитала территории. Региональная идентичность рассматривается в контексте процессов «социальной инженерии»: как конформистская и «понимающая»; традиционная и инновационная. Региональная идентичность проявляется как производная от деятельности политических институтов и связанная с границами субъектов Российской Федерации (московская, тамбовская, хабаровская и пр. идентичности); а также как структура на цивилизационной (Европа и пр.), исторической, географической (Юг России, Сибирь и пр.), ареальной (Горнозаводской Урал и пр.) и других основах. Раскрывается диалектика взаимосвязи региональной идентичности и символического капитала региона через процессы социальной инженерии и социального менеджмента. Эффективность социальной инженерии региональной идентичности зависит от: ценностей локуса, методов реализации политики идентичности (революционные или эволюционные); опоры на общественность или отсутствия таковой (поддержка или конфликт); степени публичности и открытости политики идентичности; политических потребностей действующих властей в легитимизации курса и т. д. Символический ресурс региональной идентичности применяется в различных разновидностях управления, таких как имиджмейкинг региона — создание положительного запоминающегося образа региона; брендинг — формирование устойчивых ассоциаций и позитивной эмоциональной связи у людей с данным образом; паблик-арт — интеграция проектов современного искусства в пространственную среду региональных «месторазвитий». «Социальная инженерия» региональной идентичности дает следующие результаты: упорядочиваются особенности региональной жизни; минимизируются двусмысленные трактовки и возможные расхождения между идеей и ее символическим воплощением; происходит перезагрузка региона или страны в соответствии с новой логикой символов и т. д. Все это приводит к мощному модернизационному эффекту региона от солидарного действия, поддержки курса перемен.


Ключевые слова: региональная идентичность, социальная инженерия, символический капитал, символический менеджмент, имиджмейкинг, брендинг, паблик арт региона.
pdf-файл

Библиографический список:
1. Казакова Г. М. Регион как пространство-время идентичности: то- похрон и хронотоп региональной идентичности // Культура культуры. 2018. № 1 (17). С. 10. 2. Казакова Г. М. Регион как социокультурный феномен. М.: НОУ УРАО, 2013. 164 с.
3. Гуревич П. С., Спирова Э. М. Идентичность как социальный и антропологический феномен. М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2015. 368 с.
4. Назукина М. В. Новые тенденции в политике идентичности на региональном уровне России: акторы, специфика, тренды // Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН. 2014. Т. 14. С. 137—150.
5. Региональные идентичности и социальные отношения : монография / Е. М. Калашникова, В. А. Порозов, А. А. Краузе и др.; Пермский гос. гуманитарно-пед. ун-т. Пермь, 2014. 198 с.
6. Суханов В. М. Региональная политическая идентичность в России: теоретический анализ состояния и перспективы. Саратов, 2009. 44 с.
7. Бурдье П. Практический смысл : пер. с фр. СПб.: Алетейя, 2001. 562 с.
8. Федотова Н. Г. Символический капитал места: понятие, особенности, методики исследования // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2018. № 29. С. 143—155.
9. Гельман В. Я. Политические элиты и стратегии региональной идентичности // Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. Т. VI. № 2. С. 91—105.
10. Демидова М. В. Единицы измерения и ликвидность символического капитала: социально-философский подход // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2014. № 2 (41). С. 117—124.
11. Мурзина Д. Ш. Роль региональных мифов в политическом сознании россиян // Власть. 2013. № 7. С. 102—104.