Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: 10.34130/2233-1277-2021-1-177
УДК: 159.955.2, 37.025.7
Страницы: 177-192
Стратегии работы с информацией при решении образовательных задач

Черепова Н. Ю., Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Великолукский филиал, г. Великие Луки, Российская Федерация

Аннотация.

Статья посвящена анализу основных стратегий работы с информацией студентов первых курсов технического вуза при выполнении ими учебных заданий. Для решения этой задачи анализируются проблемы, возникающие у обучающихся в процессе обучения как результат систематического использования информационно-коммуникационных технологий. К таким проблемам можно отнести склонность к многозадачности, невозможность долго концентрироваться на предмете обсуждения, преобладание зрительного канала поступления и переработки информации, высокую скорость восприятия образов, отсутствие акцентуаций на деталях, эмоциональность, ассоциативность, ориентацию на ситуацию «здесь и сейчас», сложности представления прошлого и будущего, затруднения в вербальном выражении своих мыслей и чувств, центрацию на своих интересах и мотивах. В статье обсуждаются наблюдения и исследования, подтверждающие влияние этих проблем на процесс обучения. Также описываются стратегии переработки информации студентами, такие как ориентация на ключевые слова и построение на этой основе ассоциативного ряда, стратегия последовательного восприятия информации. Обе эти распространенные стратегии не позволяют получить необходимое качество образования. Это, в свою очередь, ведет к тому, что требуется разработка новых и модификация уже известных методов обучения и постановки учебных задач, которые смогут способствовать формированию компетенций, таких как критическое мышление, творчество, навыки коммуникации и совместной деятельности. Среди таких методов обсуждаются метод формулирования вывода, составления резюме или аннотации, составления плана прочитанного, рефлексии, сократического семинара, проверка правильности информации, аналогии, иллюстрации, обучения однокурсников, методика «Подумай — Обсуди с партнером — Поделись со всеми» и 3-2-1. Эти методы могут использоваться как в традиционной аудиторной работе, так и в ситуации дистанционного обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий.


Ключевые слова: стратегии работы с информацией, переработка информации, коммуникация, информационно-коммуникационные технологии, критическое мышление, компетенции, методы обучения
pdf-файл

Библиографический список:
1. Митягина Е. В., Долгополова Н. С. «Клиповое сознание» молодежи в современном информационном обществе // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2009. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klipovoe-soznanie-molodezhi-vsovremennom- informatsionnom-obschestve (дата обращения: 24.11.2019).
2. Пяткова О. Б. Формирование стратегий смыслового чтения текстовой информации у обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № V7. С. 72—76. URL: http://e-koncept. ru/2017/170162.htm. (дата обращения: 15.11.2020)
3. Большой психологический словарь / [Н. Н. Авдеева и др.]; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко; 4-е изд., расш. М.: АСТ; СПб.: ПраймЕврознак, 2009. 811 с.
4. Черепова Н. Ю. Культурологическое значение образовательных форумов // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 2. С. 225—228.