Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: 10.34130/2233-1277-2021-1-151
УДК: [008+316.77] : [372.881.1+811.133.1]
Страницы: 151-166
Теоретические и практические аспекты формирования иноязычной коммуникативной компетенции с помощью инфографических документов на уроках французского языка

Барышникова Ю. Ю., Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина г. Сыктывкар, Российская Федерация; Богданова О. Н., МАОУ «Гимназия имени А. С. Пушкина» г. Сыктывкар, Российская Федерация

Аннотация.

В статье раскрываются теоретические и практические аспекты формирования иноязычной коммуникативной компетенции с помощью инфографических документов на примере уроков французского языка. Исследование предпринято в рамках изучения проблемы поиска новых форм наглядности, облегчающих порождение развернутого высказывания и обеспечивающих быстрый переход к свободному говорению на иностранном языке без вербальных опор. Теоретической основой послужили публикации, посвященные вопросам использования креолизованных текстов, в том числе созданных с помощью инфографики, при обучении иноязычной речи. В результате анализа указанных публикаций авторами обосновывается вывод, что применение инфографических документов на занятиях способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка, познавательной активности обучающихся, лучшему пониманию и запоминанию информации и тем самым формированию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, которая является главной целью обучения иностранным языкам в средней школе. На основе обобщения собственного педагогического опыта авторами разработан алгоритм работы с инфографическим документом для уроков французского языка. Рекомендуемый порядок действий проиллюстрирован примерными заданиями и ответами. Акцент сделан на дополнительные формы работы по развитию навыков устной речи и совершенствованию языковой компетенции с опорой на инфографический документ. Представлен языковой материал, включающий типовые модели высказываний с использованием устойчивых выражений, автоматизация которых позволит обучающимся составить грамотное и логически связное описание инфографического документа. Предложенные материалы могут применяться для развития устной и письменной речи, формирования речевых умений репродуктивного и продуктивного характера в работе с другими видами креолизованных текстов, наиболее отвечающих требованиям времени и интересам современных обучающихся.


Ключевые слова: инфографика, инфографический документ, креолизованный текст, речевые клише, устойчивые выражения, иноязычная коммуникативная компетенция, обучение иностранным языкам.
pdf-файл

Библиографический список:
1. Барышникова Ю. Ю., Богданова О. Н. Обучение описанию несплошных текстов на французском языке // Проблемы модернизации языкового образования. Иностранные языки : сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) памяти Б. П. Годунова. Сыктывкар: СГУ им. Питирима Сорокина, 2020. С. 11—17.
2. Басырова А. Е. Инфографический текст как новое средство наглядности на уроках русского языка как иностранного // Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся : сборник материалов IV Международной научно-методической конференции (г. Воронеж, 28—30 января 2016 г.). Воронеж: Научная книга, 2016. С. 22—26.
3. Вольская Н. Н. Содержательно-иллюстративные элементы медиатекста и их информативность // Современный взгляд на науку и образование : сборник научных статей. М.: Перо, 2020. С. 13—15.
4. Вохмина Л. Л. Некоторые проблемы использования наглядности в обучении иностранным языкам // Русский язык за рубежом. М.: Русский язык, 1978. № 5. С. 60.
5. Гребнева Д. Е. Креолизованные тексты при обучении немецкому языку в контексте видеовербальной парадигмы // Студент и наука (гуманитарный цикл) — 2019 : материалы Международной студенческой научно-практической конференции (г. Магнитогорск, 21—22 марта 2019 г.). Магнитогорск, 2019. С. 291—294.
6. Иванова Е. А., Хоменко А. Б. Обучение письменной речи на основе креолизированных текстов // Поколение будущего: Взгляд молодых ученых — 2019 : сборник научных статей 8-й Международной молодежной научной конференции (г. Курск, 13—14 ноября 2019 г.) : в 6 т. Курск, 2019. Т. 2. С. 54—59.
7. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык, 1989. 276 с.
8. Стуколова Е. А., Хромова Е. В. Креолизованный текст как способ развития иноязычной коммуникативной компетенции старшеклассников // Гуманитарный научный вестник. 2020. № 5. С. 123—128.
9. Шлыкова К. О. Методика обучения иноязычной диалогической речи на основе инфографики // Студент — Исследователь — Учитель : сборник материалов XXI Межвузовской студенческой научной конференции (г. Санкт-Петербург, 1—15 апреля 2019 г.). СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2020. С. 944—950.