Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: 10.34130/2233-1277-2021-1-136
УДК: 377.031
Страницы: 136-150
Метапредмет «Связь» в процессе работы над индивидуальным проектом «Альбрехт Дюрер: художник, математик и естествоиспытатель»

Архипова И. А., Ахмедова Т. И., Карбачинская Н. Б., Мосягина О. В., Российский государственный университет правосудия, Москва, Российская Федерация

Аннотация.

Предлагаемая статья является результатом продолжительной работы творческого коллектива кафедры общеобразовательных дисциплин Российского государственного университета правосудия. Созданный нами в 2017 году метапредмет «Связь» стал основой подготовки не только отдельных уроков, но системы уроков, разрабатываемых в течение учебного года на первом курсе ФНО РГУП в рамках изучения предмета «Индивидуальное проектирование». В статье описаны приёмы, способы, ход работы над конкретным проектом. Целью данной работы является необходимость поделиться результатами своей преподавательской деятельности. Начав свой путь с изучения понятия «метапредмет» как основы метапредметных компетенций, опираясь на работы А. В. Хуторского, С. В. Гляна, Ю. В. Громыко, мы выработали свои методические приёмы, разработали технологическую схему, которая позволяет нам добиться дивергентных результатов в работе с обучающимися. В статье видно, что наряду с традиционными методами анализа, синтеза, дедукции и индукции мы активно используем социометрический метод, который позволяет нам создать взаимоотношения в метапредметных группах, метод эксперимента, метод рефлексии и другие методы. Здесь представлены фрагменты из системы уроков, посвящённых исследованию творчества Альбрехта Дюрера, в частности его гравюры «Меланхолия». При помощи применённых методических приёмов преподаватели смогли добиться, чтобы группа студентов при исследовании шедевра смогла установить междисциплинарные связи, а затем путём поиска получить метапредметный результат. Кроме того, были определены метапредметные способы познания от визуального к логическому, от любопытства к открытию, от заинтересованности к научному знанию. Результатом нашей экспериментальной работы стала исследовательская работа студентов, которая позволила им осознать возможности научного познания, мотивировала их к будущим открытиям. В статье присутствует описание основных видов универсальных учебных действий и технология подготовки системы метауроков, что поможет современному преподавателю в его работе по достижению метапредметных образовательных результатов. Статья может быть адресована как учителям общеобразовательной школы всех ступеней, так и преподавателям, работающим в системе среднего и высшего образования.


Ключевые слова: метапредмет, «Связь», индивидуальный проект, математика, естествознание, мировая художественная культура, астрономия, метаспособы, междисциплинарные связи, рефлексия.
pdf-файл

Библиографический список:
1. Громыко Н. В. Мыследеятельностная педагогика и новое содержание образования. Метапредметы как средство формирования рефлексивного мышления у школьников. URL: http://1314.ru/node/24 (дата обращения: 20.11.2020).
2. Громыко Н. В. Метапредмет «Знание» : учеб. пособие. М.: Пушкинский институт, 2001. 544 с.
3. Хуторской А. В. Методика проектирования и организации метапредметной образовательной деятельности учащихся // Вестник Института образования человека. 2014. № 1. С. 6. URL: http://eidos-institute.ru/ journal/2014/100/(дата обращения: 20.11.2020).
4. Архипова И. А., Карбачинская Н. Б., Мосягина О. В., Харитонова Е. Е. Использование возможностей метапредмета в развитии различных компетенций при работе студентов с индивидуальным проектом // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. М.: РГУП, 2018. Вып. 8. С. 70—75.
5. Лезина В. В., Мальсагова М. Х. Метапредметный подход: сущность и критика // Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога : сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции. Симферополь, 2020. С. 58—65. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_42992596_82004067.pdf (дата обращения: 20.11.2020).
6. Монахов В. М. Дидактическая аксиоматика когнитивной теории педагогических технологий // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2016. Т. 12. № 3 1. С. 32—39.