DoI:
10.34130/2233-1277-2021-1-117
УДК:
7.011.3
Страницы:
117-135
Ирония над страхом смерти: образы клоунов в американских фильмах ужасов
Некита А. Г., Шустов А. С., Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород, Российская Федерация
Аннотация.
В статье рассматриваются особенности визуализации образа клоуна в традиции американских фильмов ужасов. Акцентируется внимание на
архетипической природе «ужасных» клоунских персонажей Голливуда как
ярком примере образно-символических кинопрезентаций архетипа «Трикстера» в концепции К. Г. Юнга.
Осуществлённое исследование опирается на методологические наработки аналитической психологии Карла Юнга, которому удалось объяснить противоречие между внутренним «Я» и спектром его социальных ролей. Дополнительные методы связаны с проведением компаративистского и семиотического анализа кинопроизведений с использованием ужасных
клоунских образов.
Голливудский кинематограф последовательно фиксирует несомненную связь клоунских персонажей с развитием массовой культуры в «обществе потребления» и сценариями социально-ролевой презентации «праздного» класса. Маска клоуна позволяет понять призрачность большинства
социальных идеалов и ценностей, на которые ориентируются подавляющее большинство обывателей. В то же время этот кинематографический символ позволяет понять индивиду неадекватность его самооценки и сформировать новый образ мысли и действия. Акцентируется влияние социально-политической истории США на формирование и особенности трансформации образа клоуна-преступника. В конечном счете голливудский «ужасный» образ клоуна предстает бессознательным мозаичным
профилем, сформированным комплексом политических, экономических,
идеологических и культурных тенденций, закономерно разворачивающихся
в контексте новейшей истории США.
Проведенный анализ позволяет очертить антропологические стратегии исследования социальных практик, транслирующих принудительные формы легитимации отчужденных сценариев социальной коммуникации и реконструкции моделей их личностной компенсации.
Ключевые слова:
образ клоуна, американские фильмы ужасов, маска, архетип «Трикстера», идеология страха, игра в смерть, дисциплинарное пространство, общество потребления.
pdf-файл
Библиографический список:
1. Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов : пер. с англ. К.: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996. 384 с.
2. Маленко С. А., Некита А. Г. Археология Самости: архетипические
образы осуществления Человеческого и формы его социального оборотничества : монография. Великий Новгород: ИПЦ НовГУ, 2008. 298 с.: 26 ил.
3. Emotions and Mass Atrocity: Philosophical and Theoretical Explorations
/ Eds. T.Brudholm, J.Lang. Cambridge: Cambridge University Press, 2018.
317 p. doi:10.1017/9781316563281
4. Clemens J. Psychoanalysis is an Antiphilosophy. Edinburgh: Edinburgh
University Press, 2013, 200 p.
5. Collett G. The Psychoanalysis of Sense: Deleuze and the Lacanian School.
Edinburgh: Edinburgh University Press, 2016. 272 p.
6. Fennell J. Rough Beasts: The Monstrous in Irish Fiction, 1800—2000.
Liverpool: Liverpool University Press, 2019. 289 p.
7. Kokubun K. The Principles of Deleuzian Philosophy / Trans. W. Nishina.
Edinburgh: Edinburgh University Press, 2020. 199 p.
8. Horror Film and Psychoanalysis: Freud’s Worst Nightmare (Cambridge
Studies in Film) / Ed. S.Schneider. Cambridge: Cambridge University Press, 2004.
299 p. doi:10.1017/CBO9780511497742
9. Szymanski A. Cinemas of Therapeutic Activism: Depression and the
Politics of Existence. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2020. 182 p.
doi:10.1017/9789048550319
10. Freeman M. The Killer Who Never Was: Complex Storytelling, the Saw
Saga and the Shifting Moral Alignment of Puzzle Film Horror // Style and Form in
the Hollywood Slasher Film /ed. W.Clayton. London: Palgrave Macmillan, 2015.
pp. 118—130. doi.org/10.1057/9781137496478_9
11. Fortuna Jr. G. Narrative Strategies in Contemporary Independent American
Horror Movies // Panoptikum. 2018. №19. pp. 121—130. doi.org/10.26881/
pan.2018.19.09
12. Kawin B. Horror. Horror and the Horror Film. London: Anthem Press,
2012. 268 p. doi:10.7135/UPO9780857284556.002
13. Malenko S.A., Nekita A.G. Horror films in unconscious anthropological
strategies of biopower // Anthropological Measurements of Philosophical Research.
2018. № 13. pp. 41—51. doi: 10.15802/ampr.v0i13.122984 [на укра-
инском]
14. Och D. Beyond Surveillance: Questions of the Real in the Neopostmodern
Horror Film. Style and Form in the Hollywood Slasher Film /ed. W.Clayton. London:
Palgrave Macmillan, 2015. pp. 195—212. doi.org/10.1057/9781137496478_14
15. Power A. J. O horror! horror! horror!: and Fear / ed. M.Neill, D.Schalkwyk
//The Oxford Handbook of Shakespearean Tragedy. 2016. Aug. doi: 10.1093/oxfordhb/
9780198724193.013.27
16. Scull T. M., Malik Ch. V. Role of Entertainment Media in Sexual Socialization.
Wiley Online Library. 2019. May. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/
abs/10.1002/9781118978238.ieml0214 (дата обращения: 13.11.2019)
17. Staiger J. The Slasher, the Final Girl and the Anti-Denouement // Style
and Form in the Hollywood Slasher Film /ed. W.Clayton. Palgrave Macmillan,
London, 2015. pp. 213—228. doi.org/10.1057/9781137496478_15
18. Durham R., Wilkinson P. Joker: How ‘entertaining’ films may affect public
attitudes towards mental illness — psychiatry in movies // The British Journal of
Psychiatry. 2020. №216(6). pp. 307—307. doi:10.1192/bjp.2020.56
19. Leeming B. «Big-Old Long Lips, Big-Old Jar Nose»: ancient mesoamerican
monsters and clowns and the transformation of christianity in early colonial Mexico
// Ancient Mesoamerica. 2020. pp. 1—14. doi:10.1017/S0956536120000310
20. Preiss R. Clowning and Authorship in Early Modern Theatre. Cambridge:
Cambridge University Press, 2014. 298 p. doi:10.1017/CBO9781139567794
21. Wiles D. Shakespeare’s Clown: Actor and Text in the Elizabethan Playhouse.
Cambridge: Cambridge University Press, 1987. 223 p. doi:10.1017/
CBO9780511553417
22. Тард Г. Преступник и преступление. Сравнительная преступность.
Преступления толпы / сост. и предисл. В. С. Овчинского. М.: ИНФРА-М, 2009.
VIII, 391 с.
23. Ницше Ф. В. Сумерки идолов. Ecce Homo : сборник. М.: АСТ, 2007.
280 с.
24. Установлен новый рекорд для хорроров // Lenta.Ru. 2017. 12 сентября. URL: https://kino.mail.ru/news/48948_ustanovlen_novyj_rekord_dlja_
horrorov/?from=block_news_desktop (дата обращения: 11.11.2019).
25. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. 368 с.
26. Некита А. Г. Нутро и Поверхность: к феноменологии телесности в
американском фильме ужасов // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2019. № 35. С. 96—105.
|