Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: 10.34130/2233-1277-2021-1-117
УДК: 7.011.3
Страницы: 117-135
Ирония над страхом смерти: образы клоунов в американских фильмах ужасов

Некита А. Г., Шустов А. С., Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород, Российская Федерация

Аннотация.

В статье рассматриваются особенности визуализации образа клоуна в традиции американских фильмов ужасов. Акцентируется внимание на архетипической природе «ужасных» клоунских персонажей Голливуда как ярком примере образно-символических кинопрезентаций архетипа «Трикстера» в концепции К. Г. Юнга. Осуществлённое исследование опирается на методологические наработки аналитической психологии Карла Юнга, которому удалось объяснить противоречие между внутренним «Я» и спектром его социальных ролей. Дополнительные методы связаны с проведением компаративистского и семиотического анализа кинопроизведений с использованием ужасных клоунских образов. Голливудский кинематограф последовательно фиксирует несомненную связь клоунских персонажей с развитием массовой культуры в «обществе потребления» и сценариями социально-ролевой презентации «праздного» класса. Маска клоуна позволяет понять призрачность большинства социальных идеалов и ценностей, на которые ориентируются подавляющее большинство обывателей. В то же время этот кинематографический символ позволяет понять индивиду неадекватность его самооценки и сформировать новый образ мысли и действия. Акцентируется влияние социально-политической истории США на формирование и особенности трансформации образа клоуна-преступника. В конечном счете голливудский «ужасный» образ клоуна предстает бессознательным мозаичным профилем, сформированным комплексом политических, экономических, идеологических и культурных тенденций, закономерно разворачивающихся в контексте новейшей истории США. Проведенный анализ позволяет очертить антропологические стратегии исследования социальных практик, транслирующих принудительные формы легитимации отчужденных сценариев социальной коммуникации и реконструкции моделей их личностной компенсации.


Ключевые слова: образ клоуна, американские фильмы ужасов, маска, архетип «Трикстера», идеология страха, игра в смерть, дисциплинарное пространство, общество потребления.
pdf-файл

Библиографический список:
1. Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов : пер. с англ. К.: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996. 384 с.
2. Маленко С. А., Некита А. Г. Археология Самости: архетипические образы осуществления Человеческого и формы его социального оборотничества : монография. Великий Новгород: ИПЦ НовГУ, 2008. 298 с.: 26 ил.
3. Emotions and Mass Atrocity: Philosophical and Theoretical Explorations / Eds. T.Brudholm, J.Lang. Cambridge: Cambridge University Press, 2018. 317 p. doi:10.1017/9781316563281
4. Clemens J. Psychoanalysis is an Antiphilosophy. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2013, 200 p.
5. Collett G. The Psychoanalysis of Sense: Deleuze and the Lacanian School. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2016. 272 p.
6. Fennell J. Rough Beasts: The Monstrous in Irish Fiction, 1800—2000. Liverpool: Liverpool University Press, 2019. 289 p.
7. Kokubun K. The Principles of Deleuzian Philosophy / Trans. W. Nishina. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2020. 199 p.
8. Horror Film and Psychoanalysis: Freud’s Worst Nightmare (Cambridge Studies in Film) / Ed. S.Schneider. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. 299 p. doi:10.1017/CBO9780511497742
9. Szymanski A. Cinemas of Therapeutic Activism: Depression and the Politics of Existence. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2020. 182 p. doi:10.1017/9789048550319
10. Freeman M. The Killer Who Never Was: Complex Storytelling, the Saw Saga and the Shifting Moral Alignment of Puzzle Film Horror // Style and Form in the Hollywood Slasher Film /ed. W.Clayton. London: Palgrave Macmillan, 2015. pp. 118—130. doi.org/10.1057/9781137496478_9
11. Fortuna Jr. G. Narrative Strategies in Contemporary Independent American Horror Movies // Panoptikum. 2018. №19. pp. 121—130. doi.org/10.26881/ pan.2018.19.09
12. Kawin B. Horror. Horror and the Horror Film. London: Anthem Press, 2012. 268 p. doi:10.7135/UPO9780857284556.002
13. Malenko S.A., Nekita A.G. Horror films in unconscious anthropological strategies of biopower // Anthropological Measurements of Philosophical Research. 2018. № 13. pp. 41—51. doi: 10.15802/ampr.v0i13.122984 [на укра- инском]
14. Och D. Beyond Surveillance: Questions of the Real in the Neopostmodern Horror Film. Style and Form in the Hollywood Slasher Film /ed. W.Clayton. London: Palgrave Macmillan, 2015. pp. 195—212. doi.org/10.1057/9781137496478_14
15. Power A. J. O horror! horror! horror!: and Fear / ed. M.Neill, D.Schalkwyk //The Oxford Handbook of Shakespearean Tragedy. 2016. Aug. doi: 10.1093/oxfordhb/ 9780198724193.013.27
16. Scull T. M., Malik Ch. V. Role of Entertainment Media in Sexual Socialization. Wiley Online Library. 2019. May. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/ abs/10.1002/9781118978238.ieml0214 (дата обращения: 13.11.2019)
17. Staiger J. The Slasher, the Final Girl and the Anti-Denouement // Style and Form in the Hollywood Slasher Film /ed. W.Clayton. Palgrave Macmillan, London, 2015. pp. 213—228. doi.org/10.1057/9781137496478_15
18. Durham R., Wilkinson P. Joker: How ‘entertaining’ films may affect public attitudes towards mental illness — psychiatry in movies // The British Journal of Psychiatry. 2020. №216(6). pp. 307—307. doi:10.1192/bjp.2020.56
19. Leeming B. «Big-Old Long Lips, Big-Old Jar Nose»: ancient mesoamerican monsters and clowns and the transformation of christianity in early colonial Mexico // Ancient Mesoamerica. 2020. pp. 1—14. doi:10.1017/S0956536120000310
20. Preiss R. Clowning and Authorship in Early Modern Theatre. Cambridge: Cambridge University Press, 2014. 298 p. doi:10.1017/CBO9781139567794
21. Wiles D. Shakespeare’s Clown: Actor and Text in the Elizabethan Playhouse. Cambridge: Cambridge University Press, 1987. 223 p. doi:10.1017/ CBO9780511553417
22. Тард Г. Преступник и преступление. Сравнительная преступность. Преступления толпы / сост. и предисл. В. С. Овчинского. М.: ИНФРА-М, 2009. VIII, 391 с.
23. Ницше Ф. В. Сумерки идолов. Ecce Homo : сборник. М.: АСТ, 2007. 280 с.
24. Установлен новый рекорд для хорроров // Lenta.Ru. 2017. 12 сентября. URL: https://kino.mail.ru/news/48948_ustanovlen_novyj_rekord_dlja_ horrorov/?from=block_news_desktop (дата обращения: 11.11.2019).
25. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. 368 с.
26. Некита А. Г. Нутро и Поверхность: к феноменологии телесности в американском фильме ужасов // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2019. № 35. С. 96—105.