Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: 10.34130/2233-1277-2021-1-95
УДК: 7.011.3
Страницы: 95-116
В пространстве «Тени»: сценарии становления героя в американском хоррор-кинематографе

Маленко С. А., Широкова О. В., Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород, Российская Федерация

Аннотация.

Статья анализирует наиболее актуальные архетипические сценарии становления образа Героя в мифических пространствах американского хоррор-кинематографа. В ней выявляются идеологические особенности компоновки и визуализации сюжетов социальных и политических мифов, которые выстраиваются вокруг типичных для Голливуда образов архетипа «Тени» и их социальных хронотопов. Работа предполагает апробацию психоаналитического, компаративистского и семиотического анализа, которые позволяют исследовать художественный опыт рефлексии над архетипом «Тени» в контексте традиции американского фильма ужасов. С опорой на анализ роли страха в жизни человека и общества устанавливаются художественные границы использования этой эмоции в жанре американских фильмов ужасов. Нуминозные переживания указывают на наличие архетипических оснований в ужасных голливудских кинокартинах. Загадочность и неопределённость пугающих образов и символов в голливудской хоррор-культуре обусловливает обращение авторов к архетипу «Тени», зрительское переживание символов которого позволяет заглянуть за грань индивидуального опыта и погрузиться в коллективное бессознательное. Голливудская рефлексия по поводу архетипа «Тени» осуществляется в рамках анализа диалектического взаимодействия Героя и Антигероя. На основании анализа шедевров этого жанра создаются условия для понимания сущности социальных и политических мифов, а также идеологических механизмов их трансляции. Выводы исследования могут использоваться для проведения культурологического и искусствоведческого анализа ведущих трендов современной массовой культуры, а также при проведении герменевтико-феноменологической экспертизы произведений современной визуальной культуры.


Ключевые слова: американский хоррор-кинематограф, архетип, символ, Тень, Герой, миф, идеология, общество.
pdf-файл

Библиографический список:
1. Маленко С. А. От «Final Girl» к единственной Великой Матери: Голливудский хоррор и стратегии постгуманизма // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2019. № 35. С. 87—96.
2. Horror Film and Psychoanalysis: Freud’s Worst Nightmare (Cambridge Studies in Film) / Ed. S. Schneider. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. 299 p. doi:10.1017/CBO9780511497742
3. Clemens J. Psychoanalysis is an Antiphilosophy. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2013, 200 p.
4. Szymanski A. Cinemas of Therapeutic Activism: Depression and the Politics of Existence. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2020. 182 p. doi:10.1017/9789048550319
5. Collett G. The Psychoanalysis of Sense: Deleuze and the Lacanian School. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2016. 272 p.
6. Behlil M. Hollywood is Everywhere: Global Directors in the Blockbuster Era. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2016. 208 p. doi:10.1017/9789048524976
7. Kokubun K. The Principles of Deleuzian Philosophy / Trans. W. Nishina. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2020. 199 p.
8. Menotti G. Movie Circuits: Curatorial Approaches to Cinema Technology. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2019. 210 p. doi:10.1017/9789048527540
9. Emotions and Mass Atrocity: Philosophical and Theoretical Explorations / Eds. T. Brudholm, J. Lang. Cambridge: Cambridge University Press, 2018. 317 p. doi:10.1017/9781316563281
10. Fennell J. Rough Beasts: The Monstrous in Irish Fiction, 1800—2000. Liverpool: Liverpool University Press, 2019. 289 p.
11. Power A. J. O horror! horror! horror!: and Fear / ed. M.Neill, D.Schalkwyk // The Oxford Handbook of Shakespearean Tragedy. 2016. Aug. doi: 10.1093/oxfordhb/ 9780198724193.013.27
12. Fortuna Jr. G. Narrative Strategies in Contemporary Independent American Horror Movies // Panoptikum. 2018. № 19, pp. 121—130. doi.org/10.26881/ pan.2018.19.09
13. Kawin B. Horror. Horror and the Horror Film. London: Anthem Press, 2012. 268 p. doi:10.7135/UPO9780857284556.002
14. Malenko S. A., Nekita A.G. Horror films in unconscious anthropological strategies of biopower // Anthropological Measurements of Philosophical Research. 2018. № 13, pp. 41—51. doi: 10.15802/ampr.v0i13.122984. [на укра- инском]
15. Staiger J. The Slasher, the Final Girl and the Anti-Denouement // Style and Form in the Hollywood Slasher Film /ed. W. Clayton. Palgrave Macmillan, London, 2015, pp. 213—228. doi.org/10.1057/9781137496478_15
16. Freeman M. The Killer Who Never Was: Complex Storytelling, the Saw Saga and the Shifting Moral Alignment of Puzzle Film Horror // Style and Form in the Hollywood Slasher Film /ed. W.Clayton. London: Palgrave Macmillan, 2015, pp. 118—130. doi.org/10.1057/9781137496478_9
17. Och D. Beyond Surveillance: Questions of the Real in the Neopostmodern Horror Film. Style and Form in the Hollywood Slasher Film /ed. W. Clayton. London: Palgrave Macmillan, 2015, pp. 195—212. doi.org/10.1057/9781137496478_14
18. Scull T. M., Malik Ch. V. Role of Entertainment Media in Sexual Socialization. Wiley Online Library. 2019. May. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/ abs/10.1002/9781118978238.ieml0214 (дата обращения: 12.12.2020).
19. Из истории французской киномысли: Немое кино 1911—1933 гг. / сост. М. Б. Ямпольский; пер. с фр. ; предисл. С. Юткевича. М.: Искусство, 1988. 317 с. URL: http://indbooks.in/mirror1.ru/?p=185918 (дата обращения: 20.10.19).
20. Артемьева О.Э. La Histoiredeterreur. Cejour // Артикульт. 2011. № 1. С. 17—24.
21. Каннети Э. Масса и власть. М: Ad Marginem, 1998. 528 с.
22. Артемьева О. Э. Эволюция эстетической модели жанра «хоррор» в американском кино : автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 2010. 22 с.
23. Конфорти М. Архетипы, когерентность и кино // MAAP.RU: информационный портал профессионального сообщества московской ассоциации аналитической психологии. 2006—2019. URL: http://www.maap.pro/ biblioteka/stati/conforti_arkhetipy_kogerentnost_i_kino.html (дата обращения: 02.10.19).
24. Юнг К. Г. Избранное. Минск: Попурри, 1998. 448 с.
25. Вернадский В. И. Проблема времени в современной науке // Известия Академии наук СССР. Серия 7. Отделение математических и естественных наук. 1932. № 4. С. 511—541.
26. Чиндин И.В. Миф: реконструкция архаической ментальности. М.: МГИ им. Е. Р. Дашковой, 2013. 164 с.
27. Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, СП «ИВО-СиД», 1991. 262 с.
28. Некита А. Г. Нутро и поверхность: к феноменологии телесности в американском фильме ужасов // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2019. № 35. С. 96—105.
29. Базикян С. А. Архетипы К. Г. Юнга как экзистенциальные истоки становления и развития сознания // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2011. № 2. С. 21—24.