Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: 10.34130/2233-1277-2021-1-76
УДК: 32.019.51
Страницы: 76-94
«Я не верю информации СМИ» (к вопросу о роли журналистики в освещении экологических катастроф)

Иванищева О. Н., Серга Э. Н., Мурманский арктический государственный университет, г. Мурманск, Российская Федерация

Аннотация.

Цель работы состоит в определении методов и способов формирования доверия читателей к СМИ (на примере журналистских публикаций на экологическую тему). Объект исследования — экологическая тематика современных российских средств массовой информации, а предмет исследования — специфика представления темы экологии в современных средствах массовой информации. Материал исследования — публикации об экологической катастрофе, происшедшей 29 мая 2020 года на ТЭЦ-3 Норильска (Красноярский край). Новизна работы состоит в выявлении способов формирования доверия читателей к публикациям СМИ на экологическую тему, которая требует специальных знаний от создателей и потребителей информационного сообщения. Методы исследования — метод сплошной выборки и интенционального анализа текстов СМИ. Результаты работы. Проведенный анализ материала показал, что для публикаций на тему экологической катастрофы в Норильске 29 мая 2020 года основными способами формирования доверия читателей являются использование экспертных мнений экологов, комментарии участников/свидетелей события, противопоставление позиций федеральных и местных властей, корпорации и жителей региона. Интент-анализ журналистских статей разного жанра подтвердил зависимость смысловых доминант от того, какая функция реализована в данном жанре публикаций: информационная или организаторская. При этом степень доверия возрастает при применении таких способов его формирования, как экспертные мнения, ссылки на авторитет Президента России и комментарии очевидцев/свидетелей. Область применения результатов и перспективы исследования. Примененная методика исследования может быть использована при анализе журналистских публикаций разных жанров и тематической направленности.


Ключевые слова: экологическая журналистика, экологические катастрофы, доверие, функции журналистики.
pdf-файл

Библиографический список:
1. Купрейченко А. Б., Шляховская Е. В. Доверие к информации как фактор доверия к электронным массмедиа // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2012. № 1. URL: www.psyedu.ru (дата обра- щения: 28.12.2020).
2. Сытько В. О., Найденова М. В. Понятие «доверия» и роль массмедиа в формировании доверия // Современные тенденции и инновации в науке и производстве : сборник материалов VIII Межд. научн.-практ. конф. 03— 04 апреля 2019 г. / отв. ред. Т. Н. Гвоздкова. Междуреченск: КузГТУ, 2019. С. 337.1—337.6.
3. Каверина А. С. Доверие к СМИ в Украине: влияние проблем медийной отрасли на процесс формирования доверия // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. 2016. Т. 13. № 3. С. 83—86.
4. Виноградов П. Н. Отношение человека к информации об экологической безопасности // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2018. № 1 (2). С. 548—558.
5. Блохин И. Н. Этножурналистика в политических процессах: ролевой анализ : автореф. дис. … докт. полит. н. СПб., 2009. 41 с.
6. Корконосенко С. Г. Интегративная функция: журналистика или социальные сети? // Век информации. 2018. № 2—1. С. 277—279.
7. Яблоновская Н. В. Крымско-татарские СМИ Крыма и социальные медиаплатформы // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. 2015. № 5 (360). Вып. 94. С. 196—201.
8. Толковый словарь ключевых слов русского языка / под общ. рук. Г. Н. Скляревской. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2014. 672 с.
9. Баташева А. А. Лингвистические способы интерпретации медиасобытия (на примере освещения конфликта в Сирии в изданиях «Коммерсант» и «Die Zeit») // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. 2017. № 5 (61). С. 78—87.
10. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2000. 1536 с.
11. Блохин И. Н. Личность в пространстве массовой коммуникации: начала ролевого анализа : монография. СПб.: SCIENTIA, 2016. 360 с.
12. Осетрова Е. В. Слухи в современной языковой практике: парадокс доверия // Мир русского слова. 2008. № 4. С. 61—66.
13. Калинина Н. В. Экологическая журналистика : учебн. пособие. Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2011. 92 с.
14. Коханова Л. А. Экологическая журналистика, PR и реклама : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика» / под ред. Я. Н. Засурского. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 383 с.
15. Проблематика СМИ: Информационная повестка дня : учебн. пособие для студентов вузов / под ред. М. В. Шкондина, Г. С. Вычуба, Т. И. Фроловой. М.: Аспект Пресс, 2008. 316 с.
16. Фридман Шарон М., Фридман Кеннет А. Пособие по экологической журналистике. Бангкок: Tacis, 1988. 111 с. URL: http://refdb.ru/ look/2636124.html (дата обращения: 25.11.2020).
17. Новоселова Н. А. Основные факторы, влияющие на работу журналистов-экологов // Вопросы устойчивого развития общества. 2020. № 4—1. С. 284—293.
18. Ким М. Н. Журналистика как индикатор духовной жизни общества // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2018. Т. 216. С. 100—104.
19. Волкоморов В. А. Корпоративная газета как индикатор доверия: к методологии анализа факторов, определяющих экономическую культуру организации // Известия Санкт-Петербургского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 73—1. С. 120—125.
20. Контемирова А. Н. Прагматический аспект функционирования риторического вопроса (на материале англоязычного авторского эссе и журнальной статьи) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2011. Вып. 17 (623). С. 173—180.
21. Грибок М. В. Особенности освещения в СМИ проблемы загрязнения воздуха в городах России // ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий : мат-лы межд. конф. М.: Изд-во Московского ун-та, 2020. Т. 26. Ч. 1. С. 94—104.