Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: 10.34130/2233-1277-2021-1-62
УДК: 002.2(100)(091):087
Страницы: 62-75
Лексический минимум книговедения: аксиологический и лингвокультурологический аспекты

Волков В. В., Волкова Н. В., Тверской государственный университет, г. Тверь, Российская Федерация

Аннотация.

Цель работы — определить базовый состав и структуру лексикосемантического поля «Книговедение», охарактеризовать аксиологическую и лингвокультурную ценность его компонентов. Языковой материал извлечен из текстов, трактующих медийные и библиологические феномены, анализу были подвергнуты лишь те слова и словосочетания, которые составляют ядерную часть рассматриваемого поля. Исследование выполнено в русле лингвокультурологии, основывается на лингвистическом конструировании семантических полей в сочетании с лексико-семантическим и герменевтическим анализом. Полученные результаты показали, что лексический минимум книговедения состоит из следующих компонентов: 1) подполе «Культура книги (издания)» включает базовые лексемы, связанные с созданием книги (автор, рецензент, редактор, корректор и др.); 2) подполе «Мастерство читателя» включает лексемы, связанные со структурой книги и пониманием (заглавие, оглавление, цитата, конспект и др.). Практическая ценность полученных результатов заключается в возможности их использования для критической оценки библиодидактического проектирования.


Ключевые слова: лингвокультурология, книговедение, книжное дело, дидактика, лексический минимум, книга, читатель.
pdf-файл

Библиографический список:
1. Кириллова Н. Б. «Homo medium» как объект и субъект информационной эпохи // Вестник Челябинского государственного университета. Философия. Социология. Культурология. 2014. № 17 (346). С. 17—23.
2. Восканян М. В. Homo Informaticus и Homo Ludens: игра в культуре информационного общества // Вопросы культурологии. 2008. № 11. С. 17—20.
3. Клычникова З. И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1983. 207 с.
4. Малышкин Е. В., Мильчин А. Э., Павлов А. А., Шадрин А. Е. Настольная книга издателя. М.: АСТ; Олимп, 2005. 811 с.
5. Волков В. В., Волкова Н. В. Концепт «Книга» в русской лингвокультурологии: аспекты исследования // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 4-2 (46). С. 54—60.
6. Волкова Н. В. «Прикладное книговедение» как проблема обиходных и профессионально-терминологических знаний о книге и книжном деле // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2015. № 1. С. 237—241.
7. Рубакин Н. А. Библиологическая психология. М.: Академический проект, 2006. 800 с.
8. Гецов Г. Г. Как читать книги, газеты, журналы. М.: Знание, 1989. 144 с.
9. Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь. М.: Русский язык, 1976. 1096 с.
10. Лютов С. Н. Книжная культура в многообразии понятий и исследовательских подходов // Вестник культуры и искусств. 2017. № 4 (52). С. 9—16.
11. Мильчин А. Э. Культура издания, или Как не надо и как надо делать книги. М.: Логос, 202. 224 с.