Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: 10.34130/2233-1277-2021-1-40
УДК: 003.62; 78.1
Страницы: 40-61
Как мы слышим: когнитивно-семиотические заметки о восприятии музыки

Бразговская Е. Е., Русская христианская гуманитарная академия, Санкт-Петербург, Российская Федерация

Аннотация.

Семантика музыки — наиболее дискуссионный вопрос для музыковедов, семиотиков и лингвистов. В статье представлены когнитивные аспекты восприятия инструментальной музыки. Обсуждается вопрос о перцептивном понимании музыки как базовом этапе её восприятия, предшествующем собственно музыковедческому структурному анализу, эпистемической интерпретации и др. Перцептивное понимание (этап, которым могут ограничиться слушатели без профессионального музыкального образования) основано на первичном иконизме — аналоговых когнитивных схемах, взаимодействии разносемиотических систем коммуникации, тела и внетекстовой действительности. Таким образом, вопрос, что означает музыка, трансформируется в дилемму, как она производит значения. В качестве материала исследования выбраны музыковедческие работы Ярослава Ивашкевича («Dziedzictwo Chopina i inne szkice muzyczne»). Репрезентируя собственный процесс восприятия музыки, Ивашкевич задействует все доступные нам сенсорные способы познания реальности, сближая звук и цвет, звук и запах, тактильные ощущения, визуальные образы. Показано, что структура носителей музыкальной информации выходит за границы собственно звуковой материи, представленной в актуальном режиме восприятия. Носителями значений становятся также сопровождающие музыку ментальные образы (телесные ощущения, визуальные картины, образы запахов). Все они «организуются» вербальным языком, который и создает рамку восприятия музыки. Вербализация звукового текста выступает необходимым условием его восприятия и итоговой концептуализации. Подчёркивается, что это положение отсутствует в работах когнитивных музыковедов. Контекст методологических пресуппозиций статьи включает исследования в области когнитивно-семиотического анализа музыки, музыкального мышления, невербальной коммуникации. В рамках когнитивного подхода снимается противопоставление между перцептивным пониманием музыки и её концептуальным, или эпистемическим, прочтением. Это крайне важно для практик преподавания музыки и её популяризации.


Ключевые слова: восприятие музыки, перцептивное понимание, аналоговое мышление, первичный иконизм, дополнительность вербальных и невербальных систем.
pdf-файл

Библиографический список:
1. Zbikowski L. The cognitive tango // The Artful Mind: Cognitive Science and the Riddle of Human Creativity /ed. by Mark Turner. Oxford: University Press, 2006. P. 132—150.
2. Hatten R. S. Interpreting Musical Gestures, Topics, and Tropes: Mozart, Beethoven, Schubert. Bloomington: Indiana University Press, 2004. 376 p.
3. Бразговская Е. В лабиринтах семиотики: Очерки и этюды по общей семиотике и семиотике искусства. Екатеринбург: Кабинетный учёный, 2018. 224 с.
4. Kramer L. Interpreting music. Berkeley: University of California Press, 2011. 322 р.
5. Antović М. From expectation to concepts: Toward multilevel grounding in musical semantics // Cognitive Semiotics. 2016. Vol. 9(2). Pp. 105—138.
6. Ives Ch. Essays before sonata. URL: https://www.gutenberg.org/ files/3673/3673-h/3673-h.htm (дата обращения: 12.12.2020)
7. Бенвенист Э. Общая лингвистика / пер. с фр. Ю. Н. Караулова и др. М.: Прогресс, 1974. 448 с.
8. Barenboim D. Everything Is Connected: The Power Of Music. London: Orion Publishing Group, 2010. 224 p.
9. Zbikowski L. Words, Music, and Meaning // Sémiotique de la musique. 2015. No. 6. Pp. 143—164.
10. Agawu K. Playing with signs: A Semiotic Interpretation of Classic Music. New Jersey: Princeton University Press, 1989. 168 p.
11. Brandt P. A. Music and the abstract mind // Journal of Music and Meaning. 2008. No. 7. Pp. 1—15.
12. Cross I., Deliége I. Introduction: Cognitive science and music an overview // Contemporary Music Review. 1993. Vol. 9, Parts 1 & 2. Pp. 1—6.
13. Patel A. D. Music, Language and the Brain. Oxford: Oxford University Press, 2008. 526 p.
14. Sloboda J. Exploring the Musical Mind: cognition, emotion, ability, function. Oxford: Oxford University Press, 2004. 472 р.
15. Zbikowski L. Conceptualizing Music: Cognitive Structure, Theory, and Analysis. Oxford: University Press, 2005. 384 p.
16. Зинченко B. Π. Сознание и творческий акт. M.: Языки славянских культур, 2010. 592 с.
17. Бразговская Е. Е. Увидеть понятие: термин в зеркале ментальных репрезентаций // Вестник Том. гос. ун-та. Филология. 2019. № 62. С. 18— 33. DOI: 10.17223/19986645/62/2
18. Paivio A. Mental Represenations: A Dual Coding Approach. Oxford: Oxford University Press, 1986. 322 р.
19. *Iwaszkiewicz J. Dziedzictwo Chopina i inne szkice muzyczne. Warszawa: Państwowy Instytut Wydawniczy, 2010. 445 s.
20. *Iwaszkiewicz J. Ogrody. Warszawa: Czytelnik, 1974.
21. *Iwaszkiewicz J. Podróże do Włoch. Warszawa: Państwowy Instytut Wydawniczy, 2008. 263 s.
22. Pinker S. How the Mind Works. New York: W.W. Norton & Company, 2009. 625 р.
23. *Iwaszkiewicz J. Chopin. Kraków: Polskie wydawnictwo muzyczne, 1976. 262 s.
24. Barthes R. Image Music Text: Essays / transl. S. Heath. London: Fontana Press, 1977. 226 p.
25. *Iwaszkiewicz J. Podróże do Polski. Poznań: ZYSK I S-KA Wydawnictwo, 2005. 322 s.
26. Холопов Ю. Н. Музыкально-теоретическая система Х. Шенкера. М.: Композитор, 2006. 157 с.
27. Bernstein L. The Unanswered Question: Six Talks at Harvard (The Charles Eliot Norton Lectures). Harvard: Harvard University Press, 1984. 440 p.
28. Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста / пер. с англ. и итал. С. Д. Серебряного. СПб.: Симпозиум, 2005. 502 с.
29. Johnson М. The Body in the Mind: The Bodily Basis of Meaning, Imagination, and Reason. Chicago: University of Chicago Press, 1990. 272 p.
30. Johnson М. The philosophical significance of image schemas // From perception to meaning: image schemas in cognitive linguistics / ed. Beate Hampe, Joseph E. Grady. Berlin: Mouton de Gruyter, 2005. Рp. 15—35.
31. Риццолатти Д., Синигалья К. Зеркала в мозге: О механизмах совместного действия и сопереживания / пер. с англ. О. А. Кураковой, М. В. Фаликман. М.: Языки славянских культур, 2012. 208 с.
32. Hampe B. (ed). From perception to meaning: image schemas in cognitive linguistics. Berlin: Mouton de Gruyter GmbH, 2005. 501 р.
33. Danesi M. Thinking is seeing: Visual metaphors and the nature of abstract thought // Semiotica. 1990. No. 3/4. Pp. 221—237.
34. Deliège I. Prototype Effects in Music Listening: An Empirical Approach to the Notion of Imprint // Music Perception: An Interdisciplinary Journal. Spring 2001. Vol. 18. No. 3. Pp. 371—407.
35. Deliège I, Sloboda John A. (eds). Perception And Cognition Of Music. New York: Psychology Press, 2004. 480 р.
36. Steiner G. The Poetry of Thought: From Hellenism to Celan. New York: New Directions Publishing, 2012. 224 p.
37. Korsakova-Kreyn М. Two-Level Model of Embodied Cognition in Music // Psychomusicology: Music, Mind, and Brain. 2018. Vol. 28, No. 4, 240—259. DOI: 10.1037/pmu0000228.
38. Pierce A. Deepening Musical Performance through Movement: The Theory and Practice of Embodied Interpretation. Bloomington, 2007. 248 p.
39. Tan S.-L., Kelly M.E. Graphic representations of short musical compositions // Psychology of Music. 2004. No. 32. Рp. 191—212.
40. Юсупова И. Интервью с композитором Ираидой Юсуповой для журнала «Музыка и Время». URL: http://www.forumklassika.ru/archive/ index. php/t-29630.html. (дата обращения: 12.12.2020).
41. Мангель А. Curiositas. Любопытство / пер. с англ. А. Захаревич. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2017. 472 с.
42. * Ивашкевич Я. Хвала и слава / пер. с польского / Т. Мотылевой. М.: Прогресс, 1965. Т. 2. URL: https://www.litmir.me/br/?b=250259&p=1 (дата обращения: 12.12.2020).
43. Turner M. The art of compression // The Artful Mind: Cognitive Science and the Riddle of Human Creativity / ed. by Mark Turner. Oxford: University Press, 2006. Pp. 110—132.
44. Cook N., Clarke E. What Is Empirical Musicology? // Empirical Musicology. Aims, Methods, Prospects. Oxford-New York: Oxford University Press, 2004. Рp. 3—15.
45. Schiavio А. Beyond Musical Qualia. Reflecting on the Concept of Experience // Psychomusicology: Music, Mind, and Brain. American Psychological Association: 2016. Vol. 26. No. 4. Pp. 366—378.
46. Lerdahl F., Jackendoff R. A Generative Theory of Tonal Music. Reissue, with a new preface. Cambridge, London, Massachusetts: MIT Press, 1996. 384 p.
47. Cook N. Music, Performance, Meaning. Selected Essays. New York: Routledge, 2007. 384 p.
48. Анохин К. В. Когнитом: на пути к фундаментальной теории музыкального мозга // Музыка — Философия — Когнитивистика — 2018. Памяти М. Г. Арановского : материалы международной научной конференции / отв. ред. Г. Б. Шамилли. М.: Государственный институт искусствознания, 2018. С. 15—21.
49. Cross I. Music and cognitive evolution // Oxford Handbook of Evolutionary Psychology. Oxford: Oxford University Press. 2007. Pp. 649—667.