Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: 10.34130/2233-1277-2021-1-25
УДК: 130.2 316.42
Страницы: 25-39
Событийная идентичность

Герасимов С. В., Санкт-Петербургский государственный экономический университет г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Аннотация.

В статье рассматривается процесс идентификации человека и группы людей в социально-культурных процессах с точки зрения реакции на события различного происхождения. События в процессе цивилизационного развития рассматриваются как изменения состояния различных параметров социальной реальности по количеству и качеству, значимых для наблюдателя. Несмотря на то что в философии постмодерна рассматривается роль и значение концепта «событие» для понимания и конструирования цивилизационных процессов, роль события в формировании личности, во взаимодействии личности и субкультуры, во взаимодействии стратифицированного общества не полностью исследована. Идентичность человека событийна, она нуждается в наличии определенных маркеров в социально-культурной среде, в пространстве публичных коммуникаций для облегчения навигации в сложном современном мире. События выступают такими маркерами-маяками, они по определению значимы и ценны для личности и общества, находятся на виду, и по ним можно ориентироваться в современном информационном обществе. Серии событий формируют поведенческие паттерны отдельных людей и групп в социальной реальности, представляют собой разметку социального пространства, разделяют и объединяют людей, придают смыслы, участвуют в создании норм и ценностей общества. Синхронизация общества в своей реакции относительно событий различного происхождения позволяет социуму поддерживать сложившиеся традиции и развивать новые направления в науке, политике, культуре, деловой активности. Предлагаемый подход позволяет рассмотреть идентичность как динамический процесс, создаваемый событийным рядом и формирующим событийные последовательности, историю, культуру, социальную реальность. Это исследование позволит продолжить рассмотрение специальных событий как инструмента проектирования и регулирования социально-культурных процессов в различных социальных практиках.


Ключевые слова: событие, специальное событие, социальная реальность, идентичность, культура, социально-культурный процесс, позиционирование, событийная культура, событийная философия.
pdf-файл

Библиографический список:
1. Костюшев В. В. Идентификационный поиск в состоянии неопределенности // Философские науки. 2010. № 1. С. 73—83.
2. Ясперс К. Общая психопатология. М.: Практика, 1997. С. 38.
3. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб.: Наука, 2001. § 30— 31, с. 158, 161; Гуссерль Э. Идеи I. § 56—57.
4. Тульчинский Г. Л. Культура как ресурс и барьер инновационного развития // Инновации. 2012. № 5. С. 74—79.
5. Герасимов С. В. Замыкая круг манипуляций // Философские науки. 2015. № 5. С. 34—41.
6. Герасимов С. В. Событие как управленческая функция генерации социаль ной реальности // Человек. Культура. Образование. 2017. № 1 (23). С. 68—83.
7. Герасимов С. В., Тульчинский Г. Л. События как семантическая основа конструирования реальности: перспективы перехода к динамической онтологии // Слово.ру: Балтийский акцент. 2018. Т. 9. № 3.
8. Landauer R. The Physical Nature of Information // Physics Letters. A, 1996, Vol. 217, Iss. 4—5, pp. 188—193.
9. Bridgman P. W. A Physicist’s Second Reaction to Mengenlehre // Scripta Mathematica. 1934. Vol. II. Pp. 101—117; 224—234.
10. Тульчинский Г. Л. Оценочно-эмоциональные факторы смолообразования: нормативно-ценностные паттерны нарративов культуры // Человек. Культура. Образование. 2018. № 4 (30). С. 165—175.
11. Костина А. В. Кризисное состояние идентичности в современном мире: причины и предпосылки // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 4. С. 10.
12. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис : пер. с англ. / общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. 344 с.
13. Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. С. 291.
14. Герасимов С. В. Конструирование социальной реальности: нарративы и перфомативы // Человек. Культура. Образование. 2019. № 4(34). С. 9—23.
15. Герасимов С. В Онтология гуманитарного знания в условиях информационного общества // Гуманитарные науки. Вестник финансового университета. 2020. Т. 10. № 3. С. 52—57.
16. Gerasimov S. Development of manipulation technologies // The University of Chicago Press, USA. Philosophy of Science, 2016. № 5 (2), December.
17. Стратегический маркетинг : сборник статей. М.: Альпина Паблишер, 2017. 224 с.