DoI:
10.34130/2233-1277-2020-4-181
УДК:
008
Страницы:
181-196
Веб-квест в системе эдьютейнмента
Инкижекова М. С., Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России, г. Екатеринбург, Российская Федерация; Николаев Н. Ю., Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Екатеринбург, Российская Федерация
Аннотация.
Переход на «цифровую» ступень в развитии человеческой цивилизации вносит значительные изменения в культурные практики, касающиеся многих сторон жизни и деятельности людей. При этом современные ученые справедливо отмечают, что трансформации информационно-коммуникационных технологий не только воздействуют на «структуры жизненного мира» (А. Шюц), но и непосредственно находят отражение в
постоянно подвергающейся изменениям системе категорий, научных терминов, сленговых выражений, которые порой достаточно произвольно интерпретируются людьми, что создает некоторый специфический информационный шум, усложняя практики коммуникации.
Авторы статьи обращаются к анализу эдьютейнмента, чтобы понять, что подразумевает под собой данная категория; с какими процессами и явлениями, происходящими в сфере образования, она связана. Рассматривая через призму культурологического подхода феномен, авторы отмечают, что анализируемое явление непосредственно связано с медиакультурой и имеет своей предтечей инфотейнмент – явление, по-разному интерпретируемое современными учеными гуманитарных наук, что свидетельствует о его недостаточной изученности.
Представленный в статье культурологический анализ, выстроенный
на использовании системно-деятельностного и исторического методологических подходов, а также элементов структурно-функционального анализа, позволяет авторам рассмотреть практики эдьютейнмента и веб-
квест-технологии, которые активно проникают в систему медиаобразования, соответствуя запросам современного общества.
Определяя игровой и развлекательный характер современных образовательных технологий эдьютейнмента, авторы приходят к выводу, что креативная практика взаимодействия участников квестовых интеракций под вниманием медиатора-педагога должна получить широкое распространение в российском образовании. Также авторы отмечают, что посредством внедрения педагогической технологии веб-квеста как одного из
составляющих элементов эдьютейнмента становится возможной реализация системно-деятельностного подхода – одного из ведущих подходов современного российского образования.
Ключевые слова:
эдьютейнмент, инфотейнмент, дидактическая технология, медиакультура, веб-квест, «цифровое поколение» («поколение Z»), культурные практики.
pdf-файл
Библиографический список:
1. Дубаков А. В., Пушкарева М. П. Организация неформального обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте в условиях общеобразовательной школы // Общество: социология, психология, педагоги-
ка. 2020. № 3 (71). С. 151–155.
2. Кобзева Н. А. Edutainment как современная технология обучения //
Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки.
2012. № 4. Т. II. С. 192–195.
3. Дупленский С. В. Использование образовательного квеста в технологии эдьютейнмента // Интернет-журнал «Мир науки». 2018. № 3. URL:
https://mir-nauki.com/PDF/55PDMN318.pdf (дата обращения: 04.05.2020).
4. Ярославова Е. Н., Федотова М. Г. Проектирование гуманитарно-технологической образовательной среды как фактор развития будущего профессионала в процессе обучения иностранным языкам в университете // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия:
Лингвистика. 2019. Т. 16. № 1. С. 40–47.
5. Железнякова О. М., Дьяконова О. О. Сущность и содержание понятия «эдьютейнмент» в отечественной и зарубежной педагогической науке // Alma Mater. 2013. № 2. C. 67–70. URL: http://www.almavest.ru/ru/
favorite/2013/05/14/387/ (дата обращения: 04.05.2020).
6. Котелевцев Н. А. Игровое обучение (эдьютейнмент) в инклюзивном
образовании детей с ограниченными возможностями здоровья // Артек-форум. Альманах. 1 апреля 2018 г. URL: https://tgraph.io/Igrovoe-obuchenieehdyutejnment-
v-inklyuzivnom-obrazovanii-detej-s-ogranichennymivozmozhnostyami-
zdorovya-04-01 (дата обращения: 04.05.2020).
7. Buckingham D., Scanlon M. Selling learning: towards a political economy
of edutainment media // Media, Culture and Society, 2005, Vol. 27, No. 1,
pp. 41–58.
8. Egenfeldt-Nielsen S., Smith J.H., Pajares T.S. Understanding video games:
the essential introduction // Routledge, 2013. URL: https://books.google.ru/bo
oks?id=0tygn2UisUoC&printsec=frontcover&dq=inauth or:%22Jonas+Heide+Smith%22&hl=ru&sa=X&ved=0CCIQ6AEwAWoVChMIn8 GJwMblyAIV5HNyCh3v
cA8i#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 04.05.2020).
9. Němec J., Trna, J. Edutainment or Entertainment Education Possibilities of
Didactic Games in Science Education // The evolution of children play – 24. ICCP
Word Play Conference. Brno: Pedagogická fakulta, Masarykova univerzita, 2007.
URL: http://www.iccpplay.org/documents/brno/nemec_trna.pdf (дата обращения: 04.05.2020).
10. Pakprod N., Wannapiroon P. Development of an Edutainment Instructional
Model Using Learning Object for Electronic Book on Tablet Computer to
Develop Emotional Quotient // International Journal of e-Education, eBusiness,
e-Management and e-Learning. April 2013, Vol. 3, No. 2. URL: http://www.ijeeee.
org/Papers/207-ET030.pdf (дата обращения: 04.05.2020).
11. Pasawano T. Results of Enhanced Learning with the Edutainment Format
// Procedia – Social and Behavioral Sciences. 20 February 2015, Vol. 176,
pp. 946–951.
12. Драгун Е.М. Инфотейнмент как явление современной медиакультуры : автореф. дис. … канд. культурологии. М.: РГГУ, 2015. 32 с. URL: http://cheloveknauka.com/infoteynment-kak-yavlenie-sovremennoy-mediakultury/(дата обращения: 04.05.2020).
13. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Дегуманизация искусства. Бесхребетная Испания. М.: АСТ, 2003. 509 с.
14. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: REFL-book, 1994. 368 с.
15. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / пер. с нем.; под ред. Д. В. Скляднева. СПб.: Наука, 2000. 380 с.
16. Habermas J. Theorie des kommunikativen Handelns. B.I. Suhrkamp.
Frankfurt am Main, 1987. 678 р.
17. Адорно Т. Негативная диалектика. М.: Научный мир, 2003. 374 с.
18. Маклюэн М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека /
пер. с англ. В. Николаева; закл. ст. М. Вавилова. М.: Жуковский: «КАНОН-
пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. 464 с.
19. О полиции : федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ (ред. от
06.02.2020). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 04.05.2020).
20. Дума приняла закон об укреплении воспитания в системе образования // ТАСС. 20 июля 2020 г. URL: https://news.mail.ru/politics/42673820/
(дата обращения: 04.05.2020).
21. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Челябинск: Два комсомольца,
2011. Т. 1. С. 140–146.
22. Инкижекова М. С. Категории «национальная идентичность» и «патриотизм» в современном образовательном пространстве // Знание. Понимание. Умение. 2017. № 4. С. 34–45.
|