Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: 10.34130/2233-1277-2020-4-167
УДК: 378
Страницы: 167-180
Метапредметный подход в новых образовательных стратегиях

Бакиева О. А., Мокроусов С. И., Попова О. А., Тюменский государственный университет, Тюмень, Российская Федерация

Аннотация.

Авторами исследуется проблема метапредметного подхода в подготовке студентов педагогического вуза в новых образовательных стратегиях в России и за рубежом. На основе сравнительного анализа зарубежных и отечественных образовательных стратегий проведена поисковая работа с целью выявления круга метапредметных компетенций и их сформированности у студентов университета. В результате исследования выявлены различие и преемственность отечественных и зарубежных образовательных стратегий, определено содержание метапредметных компетенций (метаумения и метанавыки), разработаны новые формы реализации метапредметного подхода (трансдисциплинарные элективы и майноры). Представленные в статье материалы (формы, методы, содержание) направлены на качественную подготовку будущего специалиста с помощью инновационных технологий.


Ключевые слова: метапредметный подход, новые образовательные стратегии, метакомпетенции, метаумения, метанавыки, профессиональное образование, инновационные технологии.
pdf-файл

Библиографический список:
1. About education and training policies // An of􀏐icial website of the European. 2020. URL: https://ec.europa.eu/education/policies/about-educationpolicies_ en (дата обращения: 06.08.2020).
2. Brown R., Mccartney S. Competence is not enough: Meta-competence and accounting education // Accounting Education, 1995, vol. 4, Issue 1, pp.43–53. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/09639289500000006 (дата обращения: 06.09.2020).
3. Brown R. Refrain the competency debate: Management knowledge and meta-competence in graduate education // Management Learning, 1994, vol.25, Issue 2, pp. 289–299. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/1350507694252008 (дата обращения: 08.07.2020).
4. Ashworth P., Saxton J. On ‘Competence’// Journal of further and Higher Education, 1990, vol. 14(2), pp. 3–25. DOI: http://dx.doi. org/10.1080/0309877900140201 (дата обращения: 16.05.2020).
5. Ions K., Sutcliffe N. Barriers to constructing experiential learning claims through reflective narratives: Student’s experiences // Higher Education, Skills and Work-Based Learning, 2019, DOI: http://dx.doi.org/10.1108/HESWBL- 04-2019-0053 (дата обращения: 18.06.2020).
6. Pouyaud J., Cohen-Scali V., Robinet M., Sintes L. Life and career design dialogues and resilience // Psychology of career adaptability, employability and resilience, 2017, pp. 49–64. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/978-3-319-66954- 0_4 (дата обращения: 19.04.2020).
7. Bocciardi F., Caputo A., Fregonese C., Langher V., Sartori R. Career adaptability as a strategic competence for career development: An exploratory study of its key predictors // European Journal of Training and Development, 2017, vol. 41, Issue 1, pp. 67–82. DOI: http://dx.doi.org/10.1108/EJTD-07-2016-0049 (дата обращения: 13.03.2020).
8. Bourantas D., Agapitou V. Leadership meta-competencies: Discovering hidden virtues // Taylor&Francis Group, 2016, pp.200. DOI: https://doi. org/10.4324/9781315591797 (дата обращения: 11.04.2020).
9. Pereira O. Metacompetences: How important for organizations? analysis of a survey in Portugal // Regional and Sectoral Economic Studies, 2013, vol. 13, Issue 2, pp. 73–88. URL: http://www.usc.es/economet/journals2/eers/ eers1326.pdf (дата обращения: 17.06.2020).
10. Мокроусов С. И. Развитие профессиональной компетентности учителей изобразительного искусства в процессе обучения компьютерному моделированию : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Екатеринбург, 2010. 179 с. URL: www.dissercat.com/content/razvitie-professionalnoi-kompetentnostiuchitelei- izobrazitelnogo-iskusstva-v-protsesse-obuc (дата обращения: 10.02.2020).
11. Топилин М. Формализация рынков труда — ключевой вопрос для стран БРИКС / Минтруд России. 2016. URL: https://rosmintrud.ru/labour/relationship/ 230 (дата обращения: 09.05.2020).
12. Хуторской А. В. Практикум по дидактике и современным методам обучения. СПб.: Питер, 2004. 541 с. URL: https://khutorskoy.ru/books/2004/ practical/index.htm (дата обращения: 16.05.2019).
13. Radovan M. Cognitive and Metacognitive Aspects of Key Competency “Learning to Learn” // Pedagogika. 2019. Vol. 133(1), рр. 28–42. DOI: https:// doi.org/10.15823/p.2019.133.2 (дата обращения: 16.03.2020).
14. Naughton J. How a Half-Educated Tech Elite Delivered Us into Chaos // The Guardian. 2017 November, 19. URL: https://www.theguardian.com/commentisfree/ 2017/nov/19/how-tech-leaders-delivered-us-into-evil-john-naughton (дата обращения: 16.02.2019).
15. Деброк Л. Новая эра очного образования: масштабируемая система интерактивного сотрудничества // Вопросы образования. 2018. № 4. С. 44– 59. URL:https://vo.hse.ru/data/2018/12/12/1144863279/03%20DeBrock. pdf (дата обращения: 10.01.2019).
16. Chamberlaina R., McManus C., Brunswick N., Rankin Q., Riley H., Kanaif R. Drawing on the right side of the brain: A voxel-based morphometry analysis of observational drawing // NeuroImage. 2014. Vol. 96. Pр. 167–173. DOI: http:// doi.org/10.1016/j.neuroimage.2014.03.062 (дата обращения: 16.01.2019).
17. Bolwerk A., Mack-Andrick J., Lang F., Dörfler A., Maihöfner C. How Art Changes Your Brain: Differential Effects of Visual Art Production and Cognitive Art Evaluation on Functional Brain Connectivity // PLOS ONE. 2014. Vol. 9(12). DOI: http://doi.org/10.1371/journal.pone.0116548 (дата обращения: 11.03.2019).
18. Meade M., Wammes J., Fernandes M. (2018) Drawing as an Encoding Tool: Memorial Benefits in Younger and Older Adults// Experimental Aging Research. 2018. Vol. 44(5). Pр. 369–396. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/036107 3X.2018.1521432 (дата обращения: 14.03.2019).
19. Возмитель И. Г. Некоторые аспекты новой образовательной парадигмы // Новые образовательные технологии в вузе : материалы XI Международной научно-методической конференции. Екатеринбург, 2014. URL: http://hdl.handle.net/10995/24764 (дата обращения: 11.05.2019).
20. Неборский Е. В. Социокультурная матрица высшего образования: проблема воспроизводства человеческого капитала // Вестник Удмуртского университета. Философская серия. Психология. Педагогика. 2013. № 4. С. 51–54. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnaya-matritsavysshego- obrazovaniya-problema-vosproizvodstva-chelovecheskogo-kapitala (дата обращения: 10.09.2019).
21. Хуторской А. В. Метапредметное содержание и результаты образования: пути реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) // Интернет-журнал «Эйдос». 2012. № 1. URL: http:// www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm (дата обращения: 19.05.2019).
22. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). Минск: Технопринт, 2000. 376 с.
23. Галян С. В. Метапредметный урок: методические рекомендации для учителей общеобразовательных школ, учащихся направления «педагогическое образование» // Руконт: национальный цифровой ресурс. Сургут, 2012. 84 с. URL: https://rucont.ru/efd/313527 (дата обращения: 19.08.2019).
24. Скрипкина Ю. В. Метапредметный подход в новых образовательных стандартах: проблемы внедрения // Интернет-журнал «Эйдос». 2011. № 4. URL: http://www.eidos.ru/journal/2011/0425-10.htm (дата обращения: 16.09.2019).
25. Belous E., Erofeeva M. Features of professional communicative competence of teachers in subject communication with students. Perspektivy nauki i obrazovania – Perspectives of Science and Education // Experimental Aging Research. 2019. Vol. 40 (4). Pр. 126–140. DOI: http://dx.doi.org/10.32744/ pse.2019.4.11 (дата обращения: 15.09.2020).
26. Pylväs L., Rintala H., Nokelainen P.Integration for Holistic Development of Apprentices’ Competences in Finland // Technical and Vocational Education and Training. 2018. Pр. 125–143. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/978-981-10- 8857-5_7 (дата обращения: 10.09.2019).
27. Бакиева О. А., Мокроусов С. И. Организация проектной деятельности студентов как фактор формирования метапредметных знаний (на примере социального проекта для детей-инвалидов «Искусство без границ») // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 9. С. 15–20. URL: http://vestnik-cspu.ru/upload/pdf/issues/ 2015/2015_9.pdf (дата обращения: 13.09.2019).
28. Попова О. А. Об использовании инновационных технологий в процессе обучения немецкому языку // Успехи современной науки и образования. Белгород, 2016. Т. 1. № 9. С. 99–101. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=26744202 (дата обращения: 11.06.2019).
29. Bakieva O. A., Popova O. A. Features of color mentality of the indigenous small nationalities of the Arctic (on the example of the analysis of the traditional Khanty people costume) // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2019. Vol. 302. 012157. DOI: http://doi:10.1088/1755- 1315/302/1/012157 (дата обращения: 01.05.2019).