DoI:
10.34130/2233-1277-2020-4-140
УДК:
008.009
Страницы:
140-155
Культура российской провинции 1930–1980-х гг. в образах советского массового кино
Сидорова Г. П., Ульяновский государственный технический университет, г. Ульяновск, Российская Федерация
Аннотация.
В статье поставлена актуальная, но мало изученная проблема историко-типологических особенностей провинциальной культуры России.
Цель: детализация сущностных характеристик культуры российской провинции 1930–1980-х в историко-типологической конкретике. Изучение методами исторической типологии, компаративным и герменевтическим, в образах массового искусства, где репрезентированы межкультурные коммуникации провинции со столицей, привело к следующим выводам. Типологическая особенность пограничной российской культуры – развитие скачком и неизбежный разлом культуры – в ХХ веке проявилась как «догоняющая» и форсированная индустриализация, как сохранение существенных
различий между городом и деревней, между столицей и провинцией. Сложившиеся на почве разлома культуры такие характеристики, как «противопоставленность» и «определенная связь и тяготение» провинции и столицы, а также традиционный (во многом) ценностно-смысловой комплекс,
консерватизм, парадоксальное сочетание уникальности и приниженности, яркости и стертости – получили разностороннее отражение в массовом киноискусстве 1930-х – середины 1980-х гг. В образах художественного кино провинциальная культура воплощается в исторической динамике, конкретизируется и детализируется через межкультурную коммуникацию со столицей. В киноискусстве тоталитарного периода образы провинции и столицы полуправдивы, отлакированы и романтизированы. В киноискусстве «оттепели» в образах провинции отразилась сущность эпохи: наряду с «правдой жизни» и натуралистическим стилем, эстетизация действительности и социальный оптимизм. Образы провинции и столицы в
официозных и «просветительских» картинах «семидесятых» отобразили
нарастание системного кризиса социализма. Результаты могут быть полезны научному миру – культурологам, а также в изучении и преподавании культурологии и искусствоведения.
Ключевые слова:
культура, российская, традиционная, индустриальная; провинция; искусство, советское, массовое; межкультурная коммуникация.
pdf-файл
Библиографический список:
1. Мигунова М. Г. Теоретико-методологические подходы в анализе феномена провинциальной культуры // Фундаментальные исследования.
2014. № 12 (ч. 9). С. 2028–2031.
2. Бледный С. Н. Город и провинция в социокультурном измерении //
Вестник МГУКИ. 2012. № 1 (45). С. 24–30.
3. Купцова И. А. Русская провинциальная культура и российская цивилизация: сущность и взаимодействие //Среднерусский вестник общественных наук. 2008. № 4. С. 13–19.
4. Мухамеджанова Н. М. Феномен провинции и провинциальной культуры в социокультурном измерении // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 7 (81). С. 143–146.
5. Злотникова Т. С. Провинциальный дискурс русской культуры // Философские науки. 2019. № 62 (11). С. 14–26. URL: https://doi.
org/10.30727/0235-1188-2019-62-11-14-26 (дата обращения: 16.06.2020).
6. Каган М. С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. 415 с.
7. Кладо Н. Нравственность и декларации // Искусство кино. 1967.
№ 12. С. 69–76.
8. Лотман Ю. М. История и типология русской культуры. СПб.: Искус-
ство, 2002. 768 с.
9. Лотман Ю. М., Цивьян Ю. Диалог с экраном. Таллинн: Александра,
1994. 144 с. URL : http://www.studmed.ru/lotman-yu-civyan-yu-dialog-sekranom_
5b240924319.html (дата обращения: 16.06.2020).
10. Тарханова К. Чужие города. Москва в советском и постсоветском
кино // Искусство кино. 2015. № 2 (февраль).
11. Денисенко М. Б. Динамика численности населения Москвы за 140 лет // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2013. № 3.
С. 88–97.
12. Сидорова Г. П. Образы российской столицы в массовом искусстве
как код культуры // Культура и искусство. 2014. № 6 (24). С. 653–659.
|