Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: 10.34130/2233-1277-2020-4-106
УДК: 614.25:378:159.923
Страницы: 106-123
Сущность и содержание культуры личности будущих врачей на современном этапе развития общества

Омельченко А. С., Тихоокеанский государственный медицинский университет, г. Владивосток, Российская Федерация

Аннотация.

Статья посвящена изучению ценностно-смысловых аспектов в содержании культуры личности обучающихся высшей медицинской школы в современных условиях. Рассматриваются научные взгляды современных исследователей на содержание культуры личности (культурного мира) российской молодежи, участвующей в различных видах деятельности. Выявлены основные компоненты структуры профессионально-личностной культуры будущих врачей. Основной акцент сделан на актуальности приобретения будущими врачами практического опыта в медико- образовательной среде лечебного учреждения в период остросоциальной ситуации в обществе. Кроме теоретической разработки вопроса в статье приведены и проанализированы результаты эмпирического исследования, направленного на определение оптимальной модели культуры личности будущих врачей. Респондентами выступили ординаторы ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения России, осуществляющие практическую деятельность в лечебных учреждениях Дальневосточного федерального округа в условиях распространения но- вой коронавирусной инфекции (COVID-19). По мнению автора, условия текущей пандемии представляют собой естественный социальный эксперимент («краш-тест»), который более рельефно и внятно проявляет сущность и содержание культуры личности будущих врачей. Поэтому результаты данного эмпирического исследования, фиксирующие параметры структуры культуры личности в более «чистом виде», адекватны для создания оригинальной модели. На основании анализа результатов исследования предложена авторская модель культуры личности будущего врача.


Ключевые слова: культура личности, будущий врач, культурно-образовательная среда, практическая деятельность, медико-социальные условия, профессионально-личностное развитие, COVID-19.
pdf-файл

Библиографический список:
1. Агаджанян Н. А., Чижов А. Я., Ким Т. А. Болезни цивилизации // Экология человека. 2003. № 3. С. 8–11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ bolezni-tsivilizatsii/viewer (дата обращения: 30.04.2020).
2. Омельченко А. С. Социальное медицинское добровольчество как средство формирования культуры личности студента-медика в современных условиях // Общество: философия, история, культура. 2020. № 6. С. 168–174.
3. Гринько Е. Н., Омельченко А. С. Наставничество в формировании личности студента медицинского вуза // Тихоокеанский медицинский журнал. 2019. № 1. С. 84–88.
4. Энеева Л. А. Формирование социально-культурной идентичности старших школьников в целостном образовательном процессе // Человек и образование. 2009. № 2(19). С. 161–164. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/formirovanie-sotsialno-kulturnoy identichnosti-starshih-shkolnikov-v-tselostnom-obrazovatelnom-protsesse/viewer (дата обращения: 25.05.2020).
5. Сухова Е. Н. Социальная ценность профессиональной идентичности // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2010. № 4 (20). С. 104–108.
6. Каверин Б. И. Культурология : учебное пособие для вузов. М., 2015. 287 с.
7. Беспалова Т. Н. К вопросу о методологии развития личностного потенциала // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2008. № 4. С. 83–85.
8. Беспалова Т. Н. Человек как субстрат личности // Приволжский научный журнал. 2008. № 3. С. 124–128.
9. Ежова Е. Ю. Развитие художественной культуры личности в поликультурном образовательном пространстве : автореф. дис. … докт. культурологии. Саранск, 2011. 40 с.
10. Полякова Г. В. Информационная культура в современном обществе: философские аспекты : дис. … канд. филос. наук. М., 2014. 158 с.
11. Гонтарь О. П. Определение уровня сформированности физической культуры личности студента технического вуза // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. № 10 (88). С. 134–138.
12. Семенова Н. Б. Экономическая культура личности как предмет культурологического анализа // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2011. № 4. С. 284–289. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ ekonomicheskaya-kultura-lichnosti-kak-predmet-kulturologicheskogo-analiza/ viewer (дата обращения: 30.04.2020).
13. Шурыгина О. В. Особенности конфликтов в образовательном процессе вуза // Приволжский научный журнал. 2011. № 4. С. 237–241.
14. Шурыгина О. В. Уровни развития конфликтологической культуры у студентов // Приволжский научный журнал. 2011. № 2. С. 211–216.
15. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Эстетика. Философия культуры /вступ. ст. Г. М. Фридлендера; сост. В. Е. Багно. М.: Искусство, 1991. 588 с.