DoI:
10.34130/2233-1277-2020-4-46
УДК:
111.83; 111:316
Страницы:
46-58
Цифровизация и «цифровой фетишизм»: предвидения в бытийно-историческом мышлении М. Хайдеггера
Мальцев К. Г., Мальцева А. В., Белгородский технологический университет им. В. Г. Шухова, г. Белгород, Российская Федерация
Аннотация.
«Цифровизация» как лозунг и как идеология/программа практически
всех областей обществознания остается «модным словом», в качестве
которого «самоочевидно» и не предполагает познания как поиска и
истолкования смысла (аналогично другим «модным словечкам», по
утверждению З. Баумана [1]); философское истолкование, таким
образом, представляется желательным просто для «обеспечения
осмысленного говорения»: первым (и пока единственным) опытом здесь
является истолкование смысла цифровизации в «бытийно-историческом
мышлении» М. Хайдеггером. Целью статьи является выявление перспектив
и контекстов, в которые Хайдеггер помещает «цифровизацию» для
определения ее «сущности»: современность как господство массовости и
гигантизма, то есть количества; истина как достоверность и успех как
критерий «истины»; субъект как «историографическое животное»; расчет
как «перспективно-планирующее» научное знание, заменившее мышление и
сделавшее «ненужной» философию, – перспективы, в которых цифровизация
получает у Хайдеггера философское истолкование. Идея техники
(«постав») как принцип современности предполагает действительность
как «налично данное» и «предоставленное в распоряжение» субъекту в
«удостоверяющем представлении», целью и осуществлением действительности которого называется «окончательное встраивание в машину»,
то есть «искусственный интеллект» как «сущностное тождество»
субъекта и машины. Проектирование и планирование как «обеспечение
массовости» и «самоудостоверения» «окончательно встроившегося в
машину новоевропейского субъекта» есть по сути то, что называется
«цифровизацией», и что необходимо заменяет мышление в перспективе
«гарантирования окончательного господства» «последнего человека»,
достигаемого в политической деятельности. На основе изучения хайдеггеровского истолкования цифровизации в статье делается вывод:
отсутствие возможности для «области решения» означает бесконечное
дление современности; властная гарантия обеспечивает политику и
программу цифровизации как инновационный «способ самообеспечивания»
современности как «бесконечной длительности».
Ключевые слова:
цифровизация, количество, современность, техника, субъект, «историографическое животное».
pdf-файл
Библиографический список:
1. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. М.:
Весь Мир, 2004. 188 с.
2. Žižek Slavoj. Hegel in A Wired Brain. Bloomsbury Academic, 2020.
240 р.
3. Хайдеггер М. Размышления ХII–XV (Черные тетради 1939–1941).
М.: Изд-во Института Гайдара, 2020. 344 с.
4. Хайдеггер М. Размышления VII–XI (Черные тетради 1938–1939).
М.: Изд-во Института Гайдара, 2018. 528 с.
5. Хайдеггер М. Наука и осмысление // Хайдеггер М. Время и бытие:
Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. С. 238–253.
6. Хайдеггер М. Размышления II-VI (Черные тетради 1931–1938). М.:
Изд-во Института Гайдара, 2016. 584 с.
7. Хайдеггер М. Вопрос о технике // Хайдеггер М. Время и бытие:
Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. С. 221–238.
8. Мальцев К. Г., Мальцева А. В., Ломако Л. Л., Алавердян А. Л. Понятие
политического и «мировой беспорядок»: перспективы согласия, войны и
глобального имперского порядка. Белгород: Изд-во БГТУ им. В. Г. Шухова,
2020. Кн. 1. 727 с.
9. Мальцев К. Г., Ломако Л. Л. Искусственный интеллект как проблема философии: несколько замечаний к постановке вопроса в горизонте утверждений М. Хайдеггера о сущности новоевропейской науки //
Философские и социально-экономические проблемы исследования
инновационных технологий и искусственного интеллекта : сборник
научных статей. Белгород: Изд-во БГТУ, 2020. С. 193–201.
10. Генон Р. Царство количества и знамения времени. М.: Беловодье,
1994. 304 с.
11. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, КДУ,
2006. 389 с.
12. Бек У. Что такое глобализация. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 304 с.
|