Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: 10.34130/2233-1277-2020-4-11
УДК: 130.2
Страницы: 11-28
Концепции автокоммуникации в гуманитарном знании XX века: сравнительный анализ

Клюкина Л. А., Петрозаводский государственный университет, г. Петрозаводск, Российская Федерация

Аннотация.

Целью исследования является сравнительный анализ концепций автокоммуникации зарубежных и отечественных философов XX века, в которых предлагается новое понимание сущности автокоммуникации и осо- бенностей ее функционирования в культуре XX века. В статье изложен фи- лософский анализ концепций зарубежных философов (Р. Барта, Ж. Деррида, Ю. Кристевы) и отечественных мыслителей (М. Бахтина, М. Мамардашви- ли). Концепции вышеназванных философов XX века сравнивались по способу организации автокоммуникации, при этом учитывались априорные установки европейской и отечественной культуры. В процессе осуществления сравнительного анализа концепций автокоммуникации были получены следующие результаты. В гуманитарном знании XX века автокоммуникация понимается способом самотрансценденции. В культуре XX века автокоммуникация функционирует в виде структуры текста, имплицитно включающей в себя модель рефлексирующего субъекта, способного помыслить данную структуру и многократно воспроизводить ее в различных интерпретациях. В зарубежной гуманитарной науке данная модель понимается в виде саморефлексирующегося письма (Р. Барт, Ж. Деррида), «расщепленного субъекта» (Ю. Кристева), формы взаимообщения «Я» и «Другого», в ходе которого показывается развертывание человеческого бытия в культуре. В отечественной гуманитарной традиции оформляется представление об автокоммуникации как о бесконечном процессе становления целостной человеческой личности (М. Бахтин), в ходе которого выявляется мера и степень присутствия «Я» в «Другом» (М. Мамардашвили). Результаты сравнительного анализа концепций автокоммуникации, проведенного в данной работе, могут использоваться в качестве теоретической основы при построении междисциплинарного дискурса между философией и литературой.


Ключевые слова: автокоммуникация, автор, диалог, дискурс, полифонический роман, расщепленный субъект, саморефлексирующееся письмо.
pdf-файл

Библиографический список:
1. Лотман Ю. М. Внутри мысл ящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. М.: Языки русской культуры, 1996. 464 с.
2. Автономова Н. Деррида и грамматология // Деррида Ж. О граммато- логии. М.: AdMarginem, 2000. С. 7–107.
3. Автономова Н. С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках (Критический очерк концепций французского структурализма). М.: Наука, 1977. 272 с.
4. Бенуа П. Деррида. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. 640 с.
5. Соболев Д. М. Пространство литературы // Международный журнал исследований культуры. 2011. № 2 (3). С. 124–137. URL: http://www.polit. ru/research/2004/07/06/podoroga.html (дата обращения: 18.07.2020).
6. Клюкина Л. А. Философско-культурологический смысл понятия «логос» в «Лекциях по античной философии» М. К. Мамардашвили // Человек. Культура. Образование. 2018. № 4 (30). С. 6–15.
7. Подорога В. А. Проект и опыт (Г. Щедровицкий и М. Мамардашвили: сравнительный анализ стилей мышления). URL: http://www.polit.ru/ research/2004/07/06/podoroga.html (дата обращения: 18.07.2020).
8. Рындин Д. Г. Мераб Мамардашвили: событие мысли и педагогическая практика // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 1. С. 104–118.
9. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. 616 с.
10. Деррида Ж. Структура, знак и игра в дискурсе наук о человеке // Современная литературная теория. Антология. М.: Флинта: Наука, 2004. С. 46–68.
11. Деррида Ж. Письмо и различие. СПб.: Академический проект, 2000. 432 с.
12. Кристева Ю. Разрушение поэтики // Михаил Бахтин: pro et contra. Личность и творчество М. М. Бахтина в оценке русской и мировой гуманитарной мысли. СПб.: РХГИ, 2002. Т. II. С. 7–32.
13. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советский писатель, 1963. 234 с.
14. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // М. М. Бахтин: pro et contra. Личность и творчество М. М. Бахтина в оценке русской и мировой гуманитарной мысли. СПб.: РХГИ, 2001. Т. I. С. 213–243.
15. Мамардашвили М. К. Психологическая топология пути. М. Пруст «В поисках утраченного времени». СПб.: Издательство Русского христианского гуманитарного института, 1997. 571 с.
16. Мамардашвили М. К. Лекции по античной философии. М.: Аграф, 1999. 320 с.