Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: 10.34130/2233-1277-2020-3-188
УДК: 372.881.111.1
Сердюк Е. В., Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина (Сыктывкар, Россия)
Serdyuk E. V., Pitirim Sorokin Syktyvkar State University (Syktyvkar, Russia)

О последовательных содержательных контекстах при обучении монологической речи в языковом педагогическом институте
Successive Semantic Contexts in Teaching Monologue in the Pedagogical Language Institute

Аннотация.

Изменения в общественном сознании людей приводят к смещению акцентов в обучении иностранному языку на самообучение. Ведущими категориями становятся самоорганизация, самоконтроль, самооценка, саморегуляция, самопознание, саморазвитие, самомотивация. Тенденция к предоставлению бóльшей самостоятельности студентам входит в противоречие с необходимостью управлять развитием умений монологической речи со стороны преподавателя. Очевидно, что такое управление невозможно без использования в работе над монологом опор. Опорами могут выступать графические элементы, структурные схемы (геометрические фигуры), рисунки, опорный конспект, инфографика, логико-синтаксическая схема, полный план, слова как смысловые вехи, различные афоризмы, ключевые слова, презентация, а также их комбинации. Традиционно считается, что при обучении говорению должен существовать так называемый этап снятия опор, однако более логичным и эффективным будет использование таких опор, которые бы уже существовали в нашем речемышлении. Задача преподавателя состоит в нахождении и актуализации данных матриц, которые в работе называются контекстами. В статье рассматриваются последовательные содержательные контексты, которые являются речемыслительными опорами становящейся монологической речи студентов — будущих учителей английского языка. Приводится классификация данных контекстов, созданная на основе анализа учебных пособий, используемых на втором году обучения в институте иностранных языков Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина. Задачами второго курса практики устной речи (английский язык) является прежде всего формирование прочных грамматических навыков устной речи. Поэтому упражнения для обучения студентов монологической речи на основе выделенных контекстов строятся на базе функционально-познавательного подхода с использованием функциональных грамматически-ориентированных упражнений.


Ключевые слова: контекст, монологическая речь, языковой институт, опоры, факт, действие, событие.


Abstract.

The changes in the social perception of people lead to the transfer of the emphasis from teaching a foreign language to self-learning. The major categories are self-organization, self-control, self-evaluation, self-regulation, self-understanding, self-development, self-motivation. The tendency to giving more freedom to students contradicts the necessity to manage the development of monologue skills by the teacher. Evidently, such management is impossible without the use of supporting elements/ These can be graphic elements, structural schemes (figures), pictures, draft, infographics, logical-syntactical scheme, full plan, keywords, different quotations, presentation, as well as their combinations. Traditionally it is believed that during teaching oral speech there should be a special stage of removal supporting elements though it would be more logical and effective to use the support already existing in our mentality. The aim of the teacher is to find and foreground this matrix which is called a context in the article. In the article successive semantic contexts are perceived as supporting elements of becoming monologue speech of the students-prospective teachers of the English language. The article gives the classification of the contexts created on the basis of the analysis of the textbooks used in the second year at the Institute of Foreign Languages in Pitirim Sorokin Syktyvkar State University. The aim of the speech practice in the second academic year is the formation of stable grammar skills. Therefore the exercises on the basis of the matrix are built upon functional-cognitive approach with the use of functional grammar-oriented exercises.


Keywords:

context, monologue speech, language institute, supporting elements, fact, action, event


Текст публикации.

Библиографический список:
1. Брандес М. П. Стилистика текста. М.: Прогресс-Традиция, ИНФРА-М, 2004. 416 с.
2. Бахтин М. М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. 336 с.
3. Гурленов В. М. Формирование иноязычного речемышления студентов II курса французского отделения языкового педагогического факультета на основе функционально-познавательного подхода. Сыктывкар: Изд-во Коми пединт-та, 2002. 84 с.
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. М.: Педагогика, 1989. Т. 2. 328 с.


References:
1. Brandes M. P. Slilistika teksta [Stylistics of the text]. Moscow, Progress Traditsiya Publ., INFRA-M Publ., 2004. 416 p. (In Russian)
2. Bakhtin M. M. Avtor i geroy: K filosofskim osnovam gumanitarnykh nauk [Author and hero: To the philosophical basics of humanitarian sciences]. St. Petersburg, Azbuka Publ., 2000. 336 p. (In Russian)
3. Gurlenov V. M. Formirovaniye inoyazychnogo rechemyshleniya studentov II kursa frantsuzskogo otdeleniya yazykovogo pedagogicheskogo fakul’teta na osnove functsional’no-poznatel’nogo podkhoda [Formation of foreign thinking of the second-year students at the French department of the pedagogical faculty on the basis of the functional-cognitive approach]. Syktyvkar, Komi Pedagogical Institute Press, 2002. 84 p. (In Russian)
4. Rubinshtein S. L. Osnovy obshei psikhologii [The basic of common psychology]. In 2 vol. Of vol. 2. Moscow, Pedagogika Publ., 1989. 328 p. (In Russian)