Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: 10.34130/2233-1277-2020-3-188
УДК: 372.881.111.1
Страницы: 188-198
О последовательных содержательных контекстах при обучении монологической речи в языковом педагогическом институте

Сердюк Е. В., Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина (Сыктывкар, Россия)

Аннотация.

Изменения в общественном сознании людей приводят к смещению акцентов в обучении иностранному языку на самообучение. Ведущими категориями становятся самоорганизация, самоконтроль, самооценка, саморегуляция, самопознание, саморазвитие, самомотивация. Тенденция к предоставлению бóльшей самостоятельности студентам входит в противоречие с необходимостью управлять развитием умений монологической речи со стороны преподавателя. Очевидно, что такое управление невозможно без использования в работе над монологом опор. Опорами могут выступать графические элементы, структурные схемы (геометрические фигуры), рисунки, опорный конспект, инфографика, логико-синтаксическая схема, полный план, слова как смысловые вехи, различные афоризмы, ключевые слова, презентация, а также их комбинации. Традиционно считается, что при обучении говорению должен существовать так называемый этап снятия опор, однако более логичным и эффективным будет использование таких опор, которые бы уже существовали в нашем речемышлении. Задача преподавателя состоит в нахождении и актуализации данных матриц, которые в работе называются контекстами. В статье рассматриваются последовательные содержательные контексты, которые являются речемыслительными опорами становящейся монологической речи студентов — будущих учителей английского языка. Приводится классификация данных контекстов, созданная на основе анализа учебных пособий, используемых на втором году обучения в институте иностранных языков Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина. Задачами второго курса практики устной речи (английский язык) является прежде всего формирование прочных грамматических навыков устной речи. Поэтому упражнения для обучения студентов монологической речи на основе выделенных контекстов строятся на базе функционально-познавательного подхода с использованием функциональных грамматически-ориентированных упражнений.


Ключевые слова: контекст, монологическая речь, языковой институт, опоры, факт, действие, событие.
pdf-файл

Библиографический список:
1. Брандес М. П. Стилистика текста. М.: Прогресс-Традиция, ИНФРА-М, 2004. 416 с.
2. Бахтин М. М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. 336 с.
3. Гурленов В. М. Формирование иноязычного речемышления студентов II курса французского отделения языкового педагогического факультета на основе функционально-познавательного подхода. Сыктывкар: Изд-во Коми пединт-та, 2002. 84 с.
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. М.: Педагогика, 1989. Т. 2. 328 с.