Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: 10.34130/2233-1277-2020-3-177
УДК: 371.378
Зезегова О. И., Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина (Сыктывкар, Россия)
Zezegova O. I., Pitirim Sorokin Syktyvkar State University (Syktyvkar, Russia)

Становление и развитие системы сетевой формы реализации образовательных программ в зарубежных и российских моделях образования
Formation and Development of the Phenomenon Interaction System in Foreign and Russian Education Models

Аннотация.

В статье рассматривается методология, зарубежный и российский опыт применения сетевой формы реализации образовательных программ. Методологические основания развития сетевой формы опираются на теорию коннективизма. В российских моделях образования следует разделять понятия «сетевая форма реализации образовательных программ» и «дистанционное обучение», что зафиксировано в российском законодательстве. Сетевая форма реализации образовательных программ получила свой правой статус в ст. 15 Закона об образовании и Письме Минобрнауки России «О методических рекомендациях». Сетевая форма применима в тех случаях, когда для повышения качества образования необходимо привлечь кадровые, материально-технические, интеллектуальные и другие ресурсы сторонних организаций. Сетевая форма реализации образовательных программ предусматривает освоение обучающимися образовательной программы как с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, так и частичного их использования, и без их применения. Практический зарубежный опыт определен двумя моделями: первая — сеть различных образовательных организаций и иных организаций (отраслевые институты, научно-производственные объединения, промышленные предприятия и бизнес-компании), функционирующих под одним брендом; вторая модель — сеть независимых организаций. Зарубежная практика допускает реализацию образовательных программ как одного уровня, так и различных уровней подготовки. Российская практика реализации сетевой формы также имеет два варианта: интеграция образовательных программ; использование ресурсов иных организаций. Таким образом, осуществить интеграцию образовательных программ разноуровневых образовательных учреждений в России нельзя, так как они регулируются различными образовательными стандартами. Второй вариант возможен в случае заключения договора об использовании ресурсов образовательных и иных организаций.


Ключевые слова: сетевое обучение, коллаборационистское обучение, сетевое совместное обучение, электронное обучение, мобильное обучение, дистанционное обучение, интерактивное обучение, консорциум, международное образовательное законодательство, российское образовательное законодательство.


Abstract.

The article is devoted to the methodological, legislative and practical foreign and Russian experience in applying the network form of implementation of educational programs. The methodological foundations are the theory of connectivity. In Russian education models, the concepts “network form of implementing educational programs” and “distance learning” should be separated, which is fixed in Russian legislation. The network form of educational programs received its legal status in article 15 of the Education Act and in the Letter of the Ministry of Education of the Russian Federation “On methodological recommendations”. The network form is applicable in cases when it is necessary to attract personnel, material, intellectual and other resources of outside organizations to improve the quality of education. The network form of educational programs involves studying the development of an educational program using distance learning technologies and e-learning, their partial use, or without their application. Practical foreign experience is defined by two models: the first is a network of various educational institutions and other institutions (branch institutes, scientific-production associations, industrial enterprises and business companies) operating under one brand; the second model is a network of independent organizations. Foreign practice allows the implementation of educational programs of the same level and different levels of training. Russian practice of implementation of the network form also has two options: integration of educational programs; use of resources of other organizations. Thus, it is impossible to pursue the integration of educational programs of different levels of educational institutions in Russia because they are governed by different educational standards. The second option is possible in the case of a contract on the use of resources of educational and other types of organizations.


Keywords:

network learning, collaboration, collaborative network learning, e-learning, mobile learning, distance learning, online learning, consortium, international educational legislation, Russian educational legislation.


Текст публикации.

Библиографический список:
1. Aggarwal D. D. History & Scope îf Distance Education. NewDelhi: Sarup&Sons, 2007. 663 p.
2. Peters О. Distance Education: The Industrialization of Teaching and Learning. L.; N. Y.: Routledge, 1994. 272 p.
3. Gerlak, Т. Heikkila T. Building a Theory of Learning in Collaborative Institutions: Evidence from the Everglades Restoration Program // Journal of Public Administration Research and Theory. 2011. № 21. P. 619—644.
4. Кhight L. Network Learning: An Empirically Derived Model of Learning by Groups of Organization // Human Relation. 2005. № 58. P. 369—392.
5. Perriton L., Hodgson V. Positioning Theory and Practice Question(s) within the Field of Management Learning // Management Learning. 2013. Vol. 44. № 2. P. 144—160.
6. Reil M., Harasim I. Researsh Perspectives on Network Learning // Machine-Mediated.1994. Vol. 4. № 2—3. P. 91—113.
7. Коршунова Н. В. Сетевые формы взаимодействия образовательных организаций: проблемы реализации образовательного права // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 7. С. 63—69.
8. Неборский Е. В. Критерии качества деятельности преподавателей в университетах США // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. Самара, 2016. С. 10—12.
9. Краснова Г. А., Белоус В. В. Сетевые университеты: зарубежный опыт и международные тенденции // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2016. № 4. С. 22—30.
10. Меликян А. В. Основные характеристики международных сетей университетов // Вопросы образования. 2014. № 3. С. 100—117.
11. Тепляшина Е. А., Петрова М. М., Салмина А. Б., Развина О. С. Опыт сетевой формы реализации образовательных программ в аспирантуре // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 4. С. 118—129.
12. Токмовцева М. В., Карабанова О. В. Сетевое взаимодействие образовательных организаций на основе «Школа-Колледж-Вуз». М., 2015. 194 с.
13. Ходырева Е. А. Особенности оценки качества реализации сетевых образовательных программ высшего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. № 6. C. 57—66.
14. Соколова А. С. Сетевое и дистанционное обучение в современной России: различие понятий // Исторические, политические, философские и юридические науки. 2016. № 5. С. 197—199.
15. Хмаренко Н. И., Сысоев П. В. К проблеме определения понятия «сетевое обучение» // Профессиональная подготовка студентов технического вуза на иностранном языке: теория и практика : сборник материалов Всероссийского научно-методологического семинара. Томск, 2015. 194 с.
16. Корнели Дж., Данофф Ч. Дж. Парагогика: синергия самостоятельной и организованной самостоятельной деятельности // Проблемы управления в социальных системах. 2014. Т. 7. № 11. С. 84—97.
17. Brandenburg U., McCoshan A., Bischof L., A. Kreft, Leichsenring U. S., Neuss F., Morzick B., Board S.N.A, Scott P., Uvalić-Trumbić S., de Wit. H. Final Report «Delivering Education across Borders in the European Union» // Implementing Framework Service Contract EAC 02/2010 (lot 3) And Specific Contract EAC/2012/0152, European Union, 2013. 860 p.
18. Popova I. N. Te designing network ingeducational organizations as a condition of effectiveness of the implementation of programs of the General and additional education // Innovations in education. Vol. 4. Vienna, 2014. Р. 135—151.


References:
1. Aggarwal D. D. History & Scope îf Distance Education. NewDelhi: Sarup&Sons, 2007. 663 p.
2. Peters O. Distance Education: The Industrialization of Teaching and Learning. L.; N. Y.: Routledge, 1994. 272 p.
3. Gerlak, T. Heikkila T. Building a Theory of Learning in Collaborative Institutions: Evidence from the Everglades Restoration Program. Journal of Public Administration Research and Theory, 2011, no. 21, pp. 619—644.
4. Khight L. Network Learning: An Empirically Derived Model of Learning by Groups of Organization. Human Relation, 2005, no. 58, pp. 369—392.
5. Perriton L., Hodgson V. Positioning Theory and Practice Question(s) within the Field of Management Learning. Management Learning, 2013, vol. 44, no. 2, pp. 144—160.
6. Reil M., Harasim I. Researsh Perspectives on Network Learning. Machine-Mediated, 1994, vol. 4, no. 2—3, pp. 91—113.
7. Korshunova N. V. Setevye formy vzaimodejstviya obrazovatel’nyh organizacij: problemy realizacii obrazovatel’nogo prava [Network forms of interaction of educational organizations: problems of implementation of educational law]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University], 2016, no. 7, pp. 63— 69 (In Russian).
8. Neborskij E. V. Kriterii kachestva deyatel’nosti prepodavatelej v universitetah SSHA [Criteria for the quality of teaching at US universities]. Aktual’nye voprosy sovremennoj pedagogiki: materialy IX Mezhdunar. nauch. konf. [Topical issues of modern pedagogy: materials of the IX Intern. scientifgic. conf]. Samara, 2016, pp. 10—12 (In Russian).
9. Krasnova G. A., Belous V. V. Setevye universitety: zarubezhnyj opyt i mezhdunarodnye tendencii [Networked universities: foreign experience and international trends]. Vestnik RUDN. Seriya Informatizaciya obrazovaniya [RUDN Bulletin. Series Informatization of education], 2016, no. 4, pp. 22—30 (In Russian).
10. Melikyan A. V. Osnovnye harakteristiki mezhdunarodnyh setej universitetov [Main characteristics of international university networks]. Voprosy obrazovaniya [Educational Studies], 2014, no. 3, pp. 100—117 (In Russian).
11. Teplyashina E. A., Petrova M. M., Salmina A. B., Razvina O. S. Opyt setevoj formy realizacii obrazovatel’nyh programm v aspiranture [Experience of the network form of implementation of educational programs in graduate school]. Obrazovanie i nauka [Education and Science], 2017, vol. 19, no. 4, pp. 118—129 (In Russian).
12. Tokmovceva M. V., Karabanova O. V. Setevoe vzaimodejstvie obrazovatel’nyh organizacij na osnove «Shkola-Kolledzh-Vuz» [Networking of educational organizations based on “School-College-University”]. Moscow, 2015, 194 p. (In Russian)
13. Hodyreva E. A. Osobennosti ocenki kachestva realizacii setevyh obrazovatel’nyh programm vysshego obrazovaniya [Features of assessing the quality of implementation of network educational programs of higher education]. Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Koncept» [Scientific-methodical electronic journal “Concept”], 2019, no. 6, pp. 57—66 (In Russian).
14. Sokolova A.S. Setevoe i distancionnoe obuchenie v sovremennoj Rossii: razlichie ponyatij [Network and distance learning in modern Russia: the difference between concepts]. Istoricheskie, politicheskie, filosofskie i yuridicheskie nauki [Historical, political, philosophical and legal sciences], 2016, no. 5, pp. 197—199 (In Russian).
15. Hmarenko N. I., Sysoev P. V. K probleme opredeleniya ponyatiya «setevoe obuchenie». Professional’naya podgotovka studentov tekhnicheskogo vuza na inostrannom yazyke: teoriya i praktika: sbornik materialov Vserossijskogo nauchno-metodologicheskogo seminara. Tomsk, 2015. 194 p. (In Russian)
16. Korneli Dzh., Danoff Ch. Dzh. Paragogika: sinergiya samostoyatel’noj i organizovannoj samostoyatel’noj deyatel’nosti [Paragogy: the synergy of independent and organized independent activity]. Problemy upravleniya v social’nyh sistemah [Management problems in social systems], 2014, vol. 7, no. 11, pp. 84—97 (In Russian).
17. Brandenburg U., McCoshan A., Bischof L., A. Kreft, Leichsenring U. S., Neuss F., Morzick B., Board S.N.A, Scott P., Uvalić-Trumbić S., de Wit. H. Final Report «Delivering Education across Borders in the European Union». Implementing Framework Service Contract EAC 02/2010 (lot 3) And Specific Contract EAC/2012/0152, European Union, 2013, 860 p.
18. Popova I. N. Te designing networking educational organizations as a condition of effectiveness of the implementation of programs of the General and additional education. Innovations in education. Vol. 4. Vienna, 2014, pp. 135—151.