Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: 10.34130/2233-1277-2020-3-177
УДК: 371.378
Страницы: 178-187
Становление и развитие системы сетевой формы реализации образовательных программ в зарубежных и российских моделях образования

Зезегова О. И., Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина (Сыктывкар, Россия)

Аннотация.

В статье рассматривается методология, зарубежный и российский опыт применения сетевой формы реализации образовательных программ. Методологические основания развития сетевой формы опираются на теорию коннективизма. В российских моделях образования следует разделять понятия «сетевая форма реализации образовательных программ» и «дистанционное обучение», что зафиксировано в российском законодательстве. Сетевая форма реализации образовательных программ получила свой правой статус в ст. 15 Закона об образовании и Письме Минобрнауки России «О методических рекомендациях». Сетевая форма применима в тех случаях, когда для повышения качества образования необходимо привлечь кадровые, материально-технические, интеллектуальные и другие ресурсы сторонних организаций. Сетевая форма реализации образовательных программ предусматривает освоение обучающимися образовательной программы как с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, так и частичного их использования, и без их применения. Практический зарубежный опыт определен двумя моделями: первая — сеть различных образовательных организаций и иных организаций (отраслевые институты, научно-производственные объединения, промышленные предприятия и бизнес-компании), функционирующих под одним брендом; вторая модель — сеть независимых организаций. Зарубежная практика допускает реализацию образовательных программ как одного уровня, так и различных уровней подготовки. Российская практика реализации сетевой формы также имеет два варианта: интеграция образовательных программ; использование ресурсов иных организаций. Таким образом, осуществить интеграцию образовательных программ разноуровневых образовательных учреждений в России нельзя, так как они регулируются различными образовательными стандартами. Второй вариант возможен в случае заключения договора об использовании ресурсов образовательных и иных организаций.


Ключевые слова: сетевое обучение, коллаборационистское обучение, сетевое совместное обучение, электронное обучение, мобильное обучение, дистанционное обучение, интерактивное обучение, консорциум, международное образовательное законодательство, российское образовательное законодательство.
pdf-файл

Библиографический список:
1. Aggarwal D. D. History & Scope îf Distance Education. NewDelhi: Sarup&Sons, 2007. 663 p.
2. Peters О. Distance Education: The Industrialization of Teaching and Learning. L.; N. Y.: Routledge, 1994. 272 p.
3. Gerlak, Т. Heikkila T. Building a Theory of Learning in Collaborative Institutions: Evidence from the Everglades Restoration Program // Journal of Public Administration Research and Theory. 2011. № 21. P. 619—644.
4. Кhight L. Network Learning: An Empirically Derived Model of Learning by Groups of Organization // Human Relation. 2005. № 58. P. 369—392.
5. Perriton L., Hodgson V. Positioning Theory and Practice Question(s) within the Field of Management Learning // Management Learning. 2013. Vol. 44. № 2. P. 144—160.
6. Reil M., Harasim I. Researsh Perspectives on Network Learning // Machine-Mediated.1994. Vol. 4. № 2—3. P. 91—113.
7. Коршунова Н. В. Сетевые формы взаимодействия образовательных организаций: проблемы реализации образовательного права // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 7. С. 63—69.
8. Неборский Е. В. Критерии качества деятельности преподавателей в университетах США // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. Самара, 2016. С. 10—12.
9. Краснова Г. А., Белоус В. В. Сетевые университеты: зарубежный опыт и международные тенденции // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2016. № 4. С. 22—30.
10. Меликян А. В. Основные характеристики международных сетей университетов // Вопросы образования. 2014. № 3. С. 100—117.
11. Тепляшина Е. А., Петрова М. М., Салмина А. Б., Развина О. С. Опыт сетевой формы реализации образовательных программ в аспирантуре // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 4. С. 118—129.
12. Токмовцева М. В., Карабанова О. В. Сетевое взаимодействие образовательных организаций на основе «Школа-Колледж-Вуз». М., 2015. 194 с.
13. Ходырева Е. А. Особенности оценки качества реализации сетевых образовательных программ высшего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. № 6. C. 57—66.
14. Соколова А. С. Сетевое и дистанционное обучение в современной России: различие понятий // Исторические, политические, философские и юридические науки. 2016. № 5. С. 197—199.
15. Хмаренко Н. И., Сысоев П. В. К проблеме определения понятия «сетевое обучение» // Профессиональная подготовка студентов технического вуза на иностранном языке: теория и практика : сборник материалов Всероссийского научно-методологического семинара. Томск, 2015. 194 с.
16. Корнели Дж., Данофф Ч. Дж. Парагогика: синергия самостоятельной и организованной самостоятельной деятельности // Проблемы управления в социальных системах. 2014. Т. 7. № 11. С. 84—97.
17. Brandenburg U., McCoshan A., Bischof L., A. Kreft, Leichsenring U. S., Neuss F., Morzick B., Board S.N.A, Scott P., Uvalić-Trumbić S., de Wit. H. Final Report «Delivering Education across Borders in the European Union» // Implementing Framework Service Contract EAC 02/2010 (lot 3) And Specific Contract EAC/2012/0152, European Union, 2013. 860 p.
18. Popova I. N. Te designing network ingeducational organizations as a condition of effectiveness of the implementation of programs of the General and additional education // Innovations in education. Vol. 4. Vienna, 2014. Р. 135—151.