Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: 10.34130/2233-1277-2020-3-164
УДК: 378.022:81'243 DOI:
Гурленов В. М., Трофимова Ю. И., Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина (Сыктывкар, Россия)
Gurlenov V. M., Trofimova Y. I., Pitirim Sorokin Syktyvkar State University (Syktyvkar, Russia)

Как пользоваться знаниями о возрастных психологических особенностях при планировании и реализации урока иностранного языка
How to Use Age and Psychological Characteristics When Planning and Implementing a Foreign Language Lesson

Аннотация.

В процессе обучения студентов педагогического направления профиля «Иностранный язык» пониманию сущности урока иностранного языка и, следовательно, адекватному его планированию встает проблема учета психологических особенностей школьников соответствующего возраста при решении конкретных профессиональных задач. При этом обучающий обходит стороной проблему проецирования знаний возрастной психологии на учебный предмет и на решение конкретных методических задач. Если опытный учитель решает эти проблемы интуитивно, то студент, идущий на практику, и начинающий учитель испытывают значительные затруднения в понимании причин успешности/неуспешности урока. В статье раскрывается стратегия адаптации знаний возрастной психологии к учебному предмету «Иностранный язык» и далее к решению конкретных методических задач обучения иностранным языкам. Прежде чем приступить к планированию урока иностранного языка/фрагмента урока, обучающему предлагается раскрыть и уточнить его следующие моменты: какие релевантные психологические особенности необходимо учитывать при решении данной конкретной задачи, какие релевантные психологические особенности тормозят овладение школьниками данной деятельностью, на основе каких релевантных психологических особенностей предпочтительно строить обучение при решении данной конкретной задачи и какие релевантные психологические особенности необходимо развивать в процессе овладения школьниками данной деятельностью. В статье приводятся примеры 1) адаптации знаний возрастной психологии к специфике учебного предмета «Иностранный язык» и 2) к решению двух конкретных методических задач. Предлагаемая процедура прикладной интерпретации знаний наук, детерминирующих методику учебных предметов, могла бы привести к полезному осмыслению организации и проведения школьного урока.


Ключевые слова: урок иностранного языка, младший школьник, релевантные возрастные психологические особенности, учитывать психологические особенности, развивать психологические особенности, строить обучение на основе психологических особенностей, психологические особенности, тормозящие обучение, психическое состояние.


Abstract.

In the education process of pedagogical students majoring in Foreign languages to understand the essence of a foreign language lesson, and consequently, its adequate planning, arises the problem of taking into account psychological characteristics of schoolchildren of the appropriate age in addressing particular professional goals. In doing so, a student sidesteps the issue of implementing the developmental psychology knowledge in the academic subject as well as while addressing particular methodological tasks. While an experienced teacher effectively deals with such problems viscerally, a student, an apprentice teacher, and a beginning teacher face significant difficulties in understanding the causes of a lesson success/failure. The article reveals the strategy of tailoring the developmental psychology knowledge to fit the academic subject “Foreign Language” and further to fit the implementation of particular methodological tasks in foreign language teaching. Prior to planning a foreign language lesson students are proposed to disclose and clarify the following: what relevant psychological peculiarities should be taken into consideration in addressing this specific challenge, what relevant psychological peculiarities jeopardize the process of language acquisition by the schoolchildren, what relevant psychological peculiarities should preferably be used as a base in addressing this particular methodological task and what relevant psychological peculiarities should be developed in the process of schoolchildren acquisition of the activity. The article provides examples of 1) adjustment of the developmental psychology knowledge to the academic subject and 2) solution of two particular methodological tasks. The proposed procedure can promote a better understanding of outlining and delivery of foreign language teaching.


Keywords:

foreign language lesson, junior pupil, relevant psychological peculiarities, take psychological peculiarities into consideration, develop psychological peculiarities, educate pupils in accordance with psychological peculiarities, psychological peculiarities which jeopardize the process of language acquisition, psychological state.


Текст публикации.

Библиографический список:
1. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 608 с.
2. Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология : в 2 ч. Ч. 2. От младшего школьного возраста до юношества / под ред. Б. С. Волкова. М.: Владос, 2005. 343 с.
3. Трофимова Ю. И. Формирование полиязычной готовности первоклассников при обучении родному, региональному и иностранному языкам : дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. Сыктывкар, 2009. 176 с.
4. Битянова М., Азарова Т., Афанасьева Е., Васильева Н. Работа психолога в начальной школе. М.: Совершенство, 1998. 352 с.
5. Гурленов В. М. Концепция функционально-познавательного подхода Б. П. Годунова в развитии // Проблемы модернизации языкового образования. Иностранные языки. Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2018. С. 6—9.
6. Ведмеш Н. А. Импринтинг. URL: https://psihomed.com/imprinting/ (дата обращения: 03.03.2020).
7. Гурленов В. М. Мышление и речемышление в обучении иностранным языкам // Человек. Культура. Образование. Научно-образовательный и методический журнал. 2017. № 2 (24). С. 76—85.


References:
1. Muhina V. S. Vozrastnaya psihologiya. Fenomenjlogiya razvitiya: uchebnik dlya studentov visshih uchebnih zavedenii [Developmental psychology. Phenomenology of development: course book for students of higher educational establishments] Moscow, Academia Publ., 2006. 608 p. (In Russian)
2. Volkov B. S., Volkova N. V. Vozrastnaya psihologiya. V dvuh chastyah. Chast’ 2. Ot mladshego shkol’nogo vozrasta do yunoshestva [Developmental psychology. In two parts. Part 2. From primary school age to adolescence]. Mos cow, Vlados Publ., 2005. 343 p. (In Russian)
3. Trofimova Y. I. Formirovanie poliyazichnoi gotovnosti pervoklassnikov pri obuchenii rodnomu, regional’nomu I inostrannomu yazikam. Dokt. dis. [The formation of first-grade learners’ polylingual reediness when learning mother tongue, regional language and foreign language. Doct. diss.]. Syktyvkar, 2009. 176 p. (In Russian)
4. Bityanova M., Azarova T., Afanas’eva T., Vasil’eva N. Rabota psihologa v nachal’noy shkole [The work of psychologist in primary school]. Moscow , Sovershenstvo Publ., 1998. 352 p. (In Russian)
5. Gurlenov V. M. Kontseptsiya funktsional’no-poznavatel’nogo podhoda B. P. Godunova v razvitii [The conception of functional-cognitive approach by B.P. Godunov in development] Problemi modernizatsii yazikovogo obrazovaniya. Inostranniye yaziki [Problems of language education modernization. Foreign languages.] Syktyvkar, Pitirim Sorokin Syktyvkar State University Press, 2018, pp. 6—9. (In Russian)
6. Vedmesh N. A. Imprinting [Imprinting] (In Russian). Available at: https:// psihomed.com/imprinting/ (accessed 03.03.2020)
7. Gurlenov V. M. Mishlenie i rechemishlenie v obuchenii inostrannim yazikam [Thinking and speech-thinking in foreign language teaching] Čhelovek. Kul’tura i Obrazovanie [Human. Culture. Education], 2017, no. 2(24), pp. 76—85 (In Russian).