Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: 10.34130/2233-1277-2020-3-164
УДК: 378.022:81'243 DOI:
Страницы: 164-176
Как пользоваться знаниями о возрастных психологических особенностях при планировании и реализации урока иностранного языка

Гурленов В. М., Трофимова Ю. И., Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина (Сыктывкар, Россия)

Аннотация.

В процессе обучения студентов педагогического направления профиля «Иностранный язык» пониманию сущности урока иностранного языка и, следовательно, адекватному его планированию встает проблема учета психологических особенностей школьников соответствующего возраста при решении конкретных профессиональных задач. При этом обучающий обходит стороной проблему проецирования знаний возрастной психологии на учебный предмет и на решение конкретных методических задач. Если опытный учитель решает эти проблемы интуитивно, то студент, идущий на практику, и начинающий учитель испытывают значительные затруднения в понимании причин успешности/неуспешности урока. В статье раскрывается стратегия адаптации знаний возрастной психологии к учебному предмету «Иностранный язык» и далее к решению конкретных методических задач обучения иностранным языкам. Прежде чем приступить к планированию урока иностранного языка/фрагмента урока, обучающему предлагается раскрыть и уточнить его следующие моменты: какие релевантные психологические особенности необходимо учитывать при решении данной конкретной задачи, какие релевантные психологические особенности тормозят овладение школьниками данной деятельностью, на основе каких релевантных психологических особенностей предпочтительно строить обучение при решении данной конкретной задачи и какие релевантные психологические особенности необходимо развивать в процессе овладения школьниками данной деятельностью. В статье приводятся примеры 1) адаптации знаний возрастной психологии к специфике учебного предмета «Иностранный язык» и 2) к решению двух конкретных методических задач. Предлагаемая процедура прикладной интерпретации знаний наук, детерминирующих методику учебных предметов, могла бы привести к полезному осмыслению организации и проведения школьного урока.


Ключевые слова: урок иностранного языка, младший школьник, релевантные возрастные психологические особенности, учитывать психологические особенности, развивать психологические особенности, строить обучение на основе психологических особенностей, психологические особенности, тормозящие обучение, психическое состояние.
pdf-файл

Библиографический список:
1. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 608 с.
2. Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология : в 2 ч. Ч. 2. От младшего школьного возраста до юношества / под ред. Б. С. Волкова. М.: Владос, 2005. 343 с.
3. Трофимова Ю. И. Формирование полиязычной готовности первоклассников при обучении родному, региональному и иностранному языкам : дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. Сыктывкар, 2009. 176 с.
4. Битянова М., Азарова Т., Афанасьева Е., Васильева Н. Работа психолога в начальной школе. М.: Совершенство, 1998. 352 с.
5. Гурленов В. М. Концепция функционально-познавательного подхода Б. П. Годунова в развитии // Проблемы модернизации языкового образования. Иностранные языки. Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2018. С. 6—9.
6. Ведмеш Н. А. Импринтинг. URL: https://psihomed.com/imprinting/ (дата обращения: 03.03.2020).
7. Гурленов В. М. Мышление и речемышление в обучении иностранным языкам // Человек. Культура. Образование. Научно-образовательный и методический журнал. 2017. № 2 (24). С. 76—85.