Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: 10.34130/2233-1277-2020-3-149
УДК: 008:316.33/.35; 7.07
Добрецова С. А., Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского (Ярославль, Россия)
Dobretsova S. A.,Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky (Yaroslavl, Russia)

Провинциальные художники: коллективный «портрет» и жанр портрета
Provincial Artists: Collective «Portrait» and Genre of Portrait

Аннотация.

В статье рассматриваются особенности жанра «портрет» в творчестве ярославских художников. В качестве материала анализа выбраны живописные работы ярославских художников — Николая Мыльникова (первая половина XIX века), Михаила Владыкина (первая треть XX века) и Елены Мухиной (начало XXI века). Творчество данных персоналий является наиболее показательным для каждого из названных периодов развития ярославской культуры. Автор рассматривает проблему соотношения детальной передачи культуры повседневности и художественного образа в жанре «портрет». Выявление особенностей интерпретации этого жанра ярославскими творцами представляется важным, поскольку «документальное», содержащееся в этих портретах, отражает специфику ярославской истории и культуры разных эпох, а «художественное» служит выявлению особенностей ярославской школы живописи. Заявленная в статье проблема является актуальной и потому, что провинциальная культура представляет собой совершенно особый пространственно-временной континуум, подчас являющийся резервным фондом русской культуры. Автором также изучаются реальные личности, послужившие моделями для написания портретов. Интерпретация жанра «портрет» в творчестве ярославских художников в аспекте соединения документальных деталей соответствующей художнику эпохи и художественного вымысла позволяет выделить две основные тенденции: традиционное соединение деталей и вымысла в реалистическом творчестве Николая Мыльникова и Михаила Владыкина и авангардное воплощение образа женской красоты современной эпохи в художественном творчестве Елены Мухиной. Выявленные тенденции обусловлены в первую очередь эпохой создания портретов: первая половина XIX века у Николая Мыльникова и его вариант бытового реализма, первая треть XX века Михаила Владыкина и его «советская» интерпретация жанра портрета, символичность и художественность современного портрета в творчестве Елены Мухиной.


Ключевые слова: портрет, ярославские художники, провинция, Николай Мыльников, Михаил Владыкин, Елена Мухина, художественный образ.


Abstract.

The article studies an example of interpretation of the genre of portrait in works of Yaroslavl artists. As a material for analysis we have chosen the pictorial works of Yaroslavl artists — Nikolai Mylnikov, (the first half of the ninetieth century), Mikhail Vladykin (the first third of the twentieth century) and Elena Mykhina (the beginning of the twenty-first century). Their works are the most significant for every period of Yaroslavl culture. The author considers the problem of correlation of details reproduction of everyday culture and an artistic image in the portrait genre. Detection of interpretation features of this genre is the most important thing because the “documentary” in these portraits mirrors the specific features of Yaroslavl history of different periods whereas “art” helps to reveal the characteristics of the Yaroslavl art school. The research problem of the article is of immediate interest because the provincial culture is a special space-time continuum, in some cases being a reserve fund of the Russian culture. The author studies a real person who was the model for portraits-making. Interpretation of the genre of portrait in the art of Yaroslavl artists in an aspect of the union of documentary details corresponding to an epoch, and the artistic fiction allows us to point out two main sentiments. There is a traditional combination of details and fiction in realistic works of Nikolai Mylnikov and Mikhail Vladykin. There is an innovative embodiment of women beauty image of contemporary epoch in Elena Mykhina’s creative art. These tendencies are due to the epoch of creation of portraits: Nikolai Mylnikov and his everyday realism in the first half of the ninetieth century, Mikhail Vladykin and his “Soviet” interpretation of portrait genre in the first third of twentieth century as well as symbolism and artistry of contemporary portrait in Elena Mykhina’s works.


Keywords:

portrait, Yaroslavl artists, province, Nikolai Mylnikov, Mikhail Vladykin, Elena Mykhina, artistic image.


Текст публикации.

Библиографический список:
1. Ерохина Т. И. Личность и текст в культуре русского символизма : научная монография. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2009. 330 с.
2. Ерохина Т. И. Максим Горький: культурный герой и память культуры // Верхневолжский филологический вестник. 2018. № 4. С. 217—222.
3. Злотникова Т. С. Русские вопросы А. Платонова и Н. Некрасова: отношение к жизни как ментальный парадокс // Верхневолжский филологический вестник. 2019. № 4 (19). С. 188—197.
4. Летина Н. Н., Буренина Н. А. Современный российский медиапроцесс в восприятии ярославской аудитории // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 4. С. 362—366.
5. Хренов Н. А. Современное искусствознание как гуманитарная наука в ситуации культурологического поворота // Вестник ВГИК. 2020. Т. 12. № 1 (43). С. 98—115.
6. Драч Л. Я для всех и ничей // Северный край. 2006. № 29. С. 7.
7. Елисеева В. В мастерских ярославских художников // Северный рабочий. 1946. № 53 (7946). С. 3. 8. Лопатин И. В. Михаил Алексеевич Владыкин // Северный рабочий. 1948. № 131 (8540). С. 4.
9. Полывяная М. Штрихи к портрету Петра Мосягина // Северный край. 2001. 23 окт. С. 10.
10. Алехина А. А. Строгановцы в Ярославском крае // Художник. 1978. № 8. С. 41.
11. Голенкевич Н. П. Художественная жизнь Ярославля конца XIX — первой трети XX столетия. Творческие объединения. Выставки. Художники. М.: Библиотека искусства, 2002. 109 с.
12. Тарабукин Н. М. Материалы для биографии художника Михаила Соколова // Ярославский архив : ист.-краеведч. сборник. М.; СПб., 1996. С. 350—383.
13. Александрова М. В. Ярославский литературоведческий текст и социокультурный контекст (XX век) // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 6. С. 309—313.
14. Дутов Н. В. Ярославль: история и топонимика улиц и площадей города : краеведческие хроники. 2-е изд., испр. и доп. / под ред. д-ра ист. н., проф. М. В. Новикова. Ярославль: Российские справочники, 2015. 216 с.
15. Ермолин Е. А. Культура Ярославля // Инициатива. Творчество. Поиск. 1998. № 25. 55 с.
16. Марасанова В. М. Завод «Красный маяк» в 1917—1928: микроуровень социальной реальности // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. 2019. № 4 (50). С. 5—11.
17. Обнорская Н. Купцы, которых мы знаем в лицо // Ярославль многоликий. 2000. №2. С. 9—12.
18. Салова Ю. Г. Повседневная жизнь в Ярославле в годы гражданской войны // Человек и общество в условиях войн и революций : материалы III Всероссийской научной конференции. Самара: СамГТУ, 2016. С. 101—105.
19. Беломоева О. Г. Этническая культура как единство уникального и универсального // Культурные миры Финно-Угрии: опыт прошлого в моделях будущего : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Саранск, 2017. С. 9—14.
20. Бурлина Е. Я. «Советский век» в приватных пространствах и глобальном времени // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 4 (109). С. 166—172.
21. Воронина Н. И. Саранск: город и горожане в зеркале истории. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2019. 180 с. 22. Дзякович Е. В., Калмыков А. А. Идентичность места: малая родина, русский мир, геобренд // Вестник МГЭИ (online). 2020. № 1. С. 60—80.
23. Злотникова Т. С. О провинциальности русского самосознания: философская традиция и актуальные массовые представления // Вестник славянских культур. 2019. Т. 54. С. 114—126.
24. Александрова М. В. Очевидцы столетий: судьбы и события в зеркале ярославской застройки. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010. 136 c.
25. Колганова В. А. Критский Петр Андреевич. URL: http://demetra.yar. ru/index.php/uglichskij-rajon/istoricheskie-persony/281-kritskij-petr-andreevich-1865-1922-uchitel-kraeved(accessed 18.06.2020).
26. Владыкин М. А. Счастливые незабываемые дни // Северный рабочий. 1939. 1 января №1(5898). С. 2.


References:
1. Erohina T. I. Lichnost’ itekstv kul’turerusskogosimvolizma [A person and a text in the culture of Russian symbolism]. Yaroslavl, Yaroslavl State Pedagogical University Press., 2009. 330 p. (In Russ.)
2. Erohina T. I. Maksim Gor’kij: kul’turnyjgerojipamyat’ kul’tury [Maxim Gor`kij: a cultural hero and a memory of culture]. Verhnevolzhskij filologicheskij vestnik [Verkhnevolzhsky Philological Bulletin], 2018, no. 4, pp. 217—222 (In Russ.)
3. Zlotnikova T. S. Russkievoprosy A. Platonovai N. Nekrasova: otnoshenie k zhiznikakmental’nyj paradox [Russian questions of A. Platonov and N. Nekrasov: an attitude to life as a mental paradox]. Verhnevolzhskij filologicheskij vestnik [Verkhnevolzhsky Philological Bulletin], 2019, no. 4 (19), pp. 188—197 (In Russ.)
4. Letina N. N., Burenina N. A.Sovremennyj rossijskij mediaprocess v vospriyatiiy aroslavskoj auditoria [Contemporary Russian mediaprocess in a perception of the Yaroslavl public]. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2017, no. 4, pp. 362—366 (In Russ.)
5. Khrenov N. A. Sovremennoe iskusstvoznanie kak gumanitarnaya nauka v situacii kul’turologicheskogo povorota [Contemporary study of art as a humanitarian science in a situation of cultural anthropology turning]. Vestnik VGIK [Bulletin of Film Art], 2020, vol. 12, no. 1 (43), pp. 98—115 (In Russ.)
6. Drach L. Ya dlya vsekh i nichej [I am to all and nobody`s]. Severnyj kraj, 2006, no. 29, pp. 7. (In Russ.)
7. Eliseeva V. V masterskih yaroslavskih hudozhnikov [In an artist’s studioof the Yaroslavl artists]. Severnyj rabochij, 1946, no. 53 (7946), p. 3. (In Russ.)
8. Lopatin I. V. Mihail Alekseevich Vladykin [Mihail Alekseevich Vladykin]. Severnyj rabochij, 1948, no. 131 (8540), p. 4. (In Russ.)
9. Polyvyanaya M. Shtrihi k portretu Petra Mosyagina [Traits to the portrait of P. Mosyagin]. Severnyjkraj, 2001. 23 okt. p. 10. (In Russ.)
10. Alekhina A. A. Stroganovcy v Yaroslavskomkrae [The students of the Stroganovcollege in the Yaroslavl region]. Hudozhnik, 1978, no. 8, p. 41 (In Russ.)
11. Golenkevich N.P. Hudozhestvennaya zhizn’ Yaroslavlya konca XIX — pervoj treti XX stoletiya. Tvorcheskieob”edineniya. Vystavki. Hudozhniki. [The art life of Yaroslavl of the end of XIX — the third part of XX centuries].Moscow: Biblioteka iskusstva, 2002. 109 p. (In Russ.)
12. Tarabukin N. M. Materialy dlya biografii hudozhnika Mihaila Sokolova [Content for Mihail Sokolov biography]. Yaroslavskiy arkhiv: ist.-krayevedch. sbornik. Moscow; Saint Petersburg, 1996, pp. 350—383 (In Russ.)
13. Aleksandrova M.V. Yaroslavskij literaturovedcheskij tekst i sociokul’turnyj kontekst (XX vek) [The Yaroslavl literary studies text and the social-cultural context (XX century)]. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2017, no. 6, pp. 309—313 (In Russ.)
14. Dutov N. V. Yaroslavl’: istoriya i toponimika ulic i ploshchadej goroda : kraevedcheskie hroniki [Yaroslavl: history and toponymies of city`s streets and squares:regional natural history narrative]. Yaroslavl, Publ Rossijskie spravochniki, 2015, 216 p. (In Russ.)
15. Ermolin E. A. Kul’turaYaroslavlya[The culture of Yaroslavl]. Iniciativa. Tvorchestvo. Poisk, 1998, no. 25, 55 p. (In Russ.)
16. Marasanova V. M. Zavod “Krasnyj Mayak” v 1917—1928: mikrouroven’ social’nojreal’nosti [The «Krasnyj Mayak» factory in 1917—1928: a microlevel of social reality]. Vestnik Yaroslavskogo gosudarstvennogo universiteta im. P. G. Demidova, Seria Gumanitarnye nauki, 2019, no. 4 (50), pp. 5—11. (In Russ.)
17. Obnorskaya N. Kupcy, kotoryh my znaem v lico [Tradespeople, who we know by sight]. Yaroslavl’ mnogolikij, 2000, no. 2, pp. 9—12. (In Russ.)
18. Salova Yu.G. Povsednevnaya zhizn’ v Yaroslavle v gody grazhdanskoj vojny [Daily live in Yaroslavl in the years of the Civil war]. Chelovek i obshchestvo v usloviyah vojn i revolyucij materialy III Vserossijskoj nauchnoj konferencii. Samara, SamSTU, 2016, pp. 101—105. (In Russ.)
19. Belomoeva O.G. Etnicheskaya kul’tura kak edinstvo unikal’nogo i universal ’nogo [The ethnic culture as a union of extraordinary and universal]. Kul’turnye miry finno-ugrii: opyt proshlogo v modelyah budushchego Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Saransk, 2017, pp. 9—14. (In Russ.)
20. Burlina E. Ya. “Sovetskij vek” v privatnyh prostranstvah i global’nom vrem eni [The “Soviet century” in private spaces and global time]. Yaroslavskij pedago gicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2019, no. 4 (109), pp. 166—172. (In Russ.)
21. Voronina N. I. Saransk: gorod i gorozhane v zerkale istorii [Saransk: city and citizens in the mirror of history]. Saransk ,Mordov University Press, 2019, 180 p. (In Russ.)
22. Dzyakovich E. V., Kalmykov A. A. Identichnost’ mesta: malaya rodina, russkij mir, geobrend [The identity of media: small motherland, Russian world and geobrand]. Vestnik MGEI, 2020, no. 1, pp. 60—80. (In Russ.)
23. Zlotnikova T. S. O provincial’nosti russkogo samosoznaniya: filosofskaya t radiciya i aktual’nye massovye predstavleniya [About provinciality of Russian consciousness: philosophical tradition and important massive perceptions]. Vestnik slavyanskih kul’tur [Bulletin of Slavic Cultures], 2019, vol. 54, pp. 114—126. (In Russ.)
24. Aleksandrova M. V. Ochevidcy stoletij: sud’byisobytiya v zerkale yaroslavs koj zastrojki [Eyewitnesses of centuries: destinies and events in a mirror of Yaroslavl building]. Yaroslavl, Yaroslavl State Pedagogical University Press, 2010, 136 p. (In Russ.)
25. Kolganova V. A. Kritskij Petr Andreevich [Kritskij Petr Andreevich]. Available at: http://demetra.yar.ru/index.php/uglichskij-rajon/istoricheskiepersony/281-kritskij-petr-andreevich-1865-1922-uchitel-kraeved (accessed 18.06.2020).
26. Vladykin M. A. Schastlivye nezabyvaemye dni [Happy unforgettable days]. Severnyj rabochij, 1939, no. 1(5898), p. 2. (In Russ.)